Особенности возврата технически сложного товара
20.10.2021
В Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр
гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия» чаще других поступают обращения о
нарушениях прав потребителей при приобретении некачественного технически сложного товара.
Постановлением Правительства Российской Федерации от
10.11.2011 №924 утвержден «Перечень технически сложных товаров». Если холодильник
или телевизор, а может ноутбук приобретенный потребителем оказался с
недостатками, как вернуть этот товар в магазин? Доказательством, подтверждающим
факт покупки, является чек. При наличии гораздо проще подтвердить дату покупки,
от нее зависит, какие требования вправе будет предъявить потребитель.
Права потребителя, купившего некачественный
технически сложный товар, будут разными, в зависимости от того, сколько времени
прошло с момента покупки. Выделяют такие периоды:
- до 15 дней с момента передачи товара потребителю;
- от 15 дней и до окончания гарантийного срока;
- по окончании гарантийного срока;
- при отсутствии гарантийного срока – до 2 лет с
момента передачи товара покупателю.
Какие права имеет потребитель в каждый из этих
периодов и как вернуть технически сложный товар в магазин.
Если со дня покупки прошло не более 15 дней, Вы вправе:
1. потребовать замены на товар этой же марки (модели
и (или) артикула;
2. потребовать замены на такой же товар другой марки
(артикула, модели) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
3. потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
4. потребовать незамедлительного безвозмездного
устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление
потребителем или третьим лицом;
5. отказаться от исполнения договора купли – продажи и потребовать возврата
уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель
должен возвратить товар с недостатками.
Если вещь приобретена более 15 дней назад, в пределах гарантийного срока Вы также имеете
право выбрать одно из названных требований. Однако, произвести обмен или
вернуть денежные средства можно, если выполняется какое – либо из следующих
условий:
- товар имеет существенный недостаток;
- продавец нарушил сроки гарантийного ремонта;
- вследствие необходимости устранения недостатков
товара он не может использовать товар в совокупности более 30 дней в течение
каждого года гарантийного срока.
По
истечении гарантийного срока требования потребителя не
прекращаются. По части 5 статьи 19 Закона «О защите прав потребителей» от
07.02.1992 г №2300-I,
если гарантийный срок составляет менее двух лет, то потребитель вправе заявить претензию по его
истечении, но в пределах двух лет. На покупателя в этом случае ложится бремя
доказывания обстоятельств, что недостаток товара возник до того, как он был ему
передан или по причинам, возникшим до этого момента. В качестве доказательства
используется заключение, составленное экспертом.
Если гарантийный
срок на товар не установлен, требования могут быть заявлены потребителем в
разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи потребителю товара, если
более длительный срок не предусмотрен законом или договором, в соответствии с
ч. 6 ст. 18 Закона, бремя доказывания ложится на покупателя.
Обнаружив недостатки в приобретенном технически
сложном товаре, подайте продавцу претензию. Дело, наверняка, не ограничится проверкой
качества товара, потребуется проведение экспертизы. В пределах гарантийного
срока экспертиза проводится за счет продавца, в других случаях – за счет покупателя.
Обратиться с требованием о замене некачественного
товара на товар этой же марки, другой марки (модели, артикула), соразмерного
уменьшения покупной цены, гарантийном ремонте или о возврате денег за него, можно не только к
продавцу, но и к изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному
индивидуальному предпринимателю, импортеру.
Каковы
сроки ремонта и что считается их нарушением?
В соответствии со статьей 20 Закона:
- срок ремонта может быть определен соглашением
между продавцом и покупателем в письменной форме, но не должен превышать 45
дней. Соглашение можно составить в произвольной форме с указанием наименования
продавца и покупателя; названия товара, его модели, артикула, серийного номера
или других идентификационных признаков; срока для устранения недостатков.
- если соглашение между продавцом и покупателем не
заключалось, ремонт должен быть произведен в кратчайший объективно необходимый срок
для устранения недостатка обычным способом. В каждом конкретном случае этот
период будет разным. Справку об обычной продолжительности ремонта, при
необходимости можно получить в мастерских и сервисных центрах, не связанных с
продавцом и независимых от него.
Необходимо напомнить, что по части 2 статьи 20
Закона, Вы вправе требовать бесплатного предоставления товара с аналогичными
потребительскими свойствами на время устранения недостатков в Вашем товаре.
Как определить, истек ли гарантийный срок на товар? Сведения
о гарантийном сроке содержатся в документах, переданных Вам при совершении
покупки. Это может быть гарантийный талон или просто отметка о гарантии в чеке
или техническом паспорте.
Если Вы сдаете товар для поведения гарантийного ремонта,
то время, пока вещь Вами не используется, приплюсовывается к гарантийному сроку.
Чтобы подтвердить такой период, при получении вещи из ремонта необходимо
потребовать от продавца (сервисного центра) представить Вам документ, в котором
будут зафиксированы данные о дате Вашего обращения с требованием об устранении
обнаруженных недостатков, об использовании запасных частей (деталей,
материалов) и дате возврата Вам товара после ремонта.
Для получения консультаций по
вопросам защиты прав потребителей Вы можете обратиться:
ФФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе» (Бичурский район)
РБ Бичурский район с. Бичура ул.
Советская, 38, телефон: 8(30133)41-6-24
E-mail: fguzbichura@mail.ru