ОТЧЕТ по результатам SWOT - анализа в МО "Мухоршибирский район РБ"
Улан-Удэ 2015г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
|
3
|
Раздел
1. Индивидуальное развитие
|
7
|
Раздел
2. Духовные и общественные ценности
|
8
|
Раздел
3. Деятельность органов местного самоуправления (МСУ)
|
9
|
Раздел
4. Инфраструктура
|
10
|
Раздел
5. Рынки сбыта
|
11
|
Раздел
6. Ресурсы
|
12
|
Раздел
7. Экология, окружающая среда
|
13
|
Раздел
8. Инновации
|
14
|
Введение
В
рамках разработки Стратегии социально - экономического развития Республики
Бурятия 2030 в муниципальных образованиях Республики Бурятия по инициативе
Главы РБ, Администрации и Правительства РБ организованы и проведены
качественные социологические исследования (SWOT-анализ) с целью экспертной оценки как
текущего положения дел (Strength-сильные стороны; Weaknesses-слабые стороны), так
и перспектив муниципального и регионального развития (Opportunities-возможности; Threats-угрозы).
К
участию в работе экспертных площадок в муниципальных образованиях (27 площадок)
приглашены отобранные из генеральной совокупности методом случайной выборки (Приложение 1. Данные случайной выборки
экспертов в муниципальных образованиях РБ; Таблица случайных чисел)
представители 14 базовых социально - профессиональных групп (378 экспертов):
1. Агропромышленный комплекс;
2. Органы местного самоуправления;
3. Культура;
4. Здравоохранение;
5. Образование;
6. Общественные организации;
7. Молодежные организации;
8. Промышленность;
9. Социальная защита населения;
10. Сфера обслуживания;
11. Средства массовой информации;
12. Связь, коммуникации;
13. Транспортно - логистический
комплекс;
14. Туризм.
Экспертная
оценка текущего положения дел и перспектив развития осуществлялась в 8 основных
подсистемах общественной жизнедеятельности:
1. Индивидуальное развитие (фактически фиксируемые
достоинства/недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы
(внешняя среда):
·
личностно – профессионального развития,
самореализации человека;
·
особенности социализации в условиях
муниципального образования);
2. Духовные и общественные ценности (фактически фиксируемые
достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы
(внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
·
отношение к религии; религиозность населения,
влияние религии на формирование и проявление духовных и общественных ценностей
в характере и поведении населения;
·
понимание категорий добра и зла, общественной
пользы и блага; способность жертвования личными интересами в пользу интересов
общества;
·
толерантность, патриотизм, личностная,
гражданская ответственность, трудолюбие;
·
роль национально – культурных традиций в
формировании и проявлении духовных и общественных ценностей, чувство
принадлежности к коллективу/общности/социуму как ценность);
3. Деятельность органов местного самоуправления (фактически
фиксируемые достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные
возможности/угрозы (внешняя среда) в условиях муниципального образования в
вопросах:
·
деятельность выборных органов местного
самоуправления (главы сельских поселений, глава
муниципального образования, советов депутатов сельских поселений, районного
совета депутатов);
·
исполняемость наказов избирателей, предвыборных
обещаний кандидатов;
·
способность/возможность общества формулировать
наказы и обеспечивать общественный контроль за их исполнение;
·
взаимодействие органов публичной власти и
гражданского общества, деятельность политических партий и
общественно-политических организаций);
4. Рынки сбыта (экономика МО) (фактически фиксируемые
достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы
(внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
·
состояние дел в сферах: торговля, общепит, АПК
(сельское хозяйство, пищевые и перерабатывающие предприятия), промышленное
производство, сфера обслуживания, транспортно – логистический комплекс, туризм,
другие;
·
сферы, характер реализации предпринимательской
активности населения;
·
конкуренция за потребителя и рынок; продажи,
продвижение, логистика;
·
состояние и тенденции развития малого и
среднего бизнеса;
·
оценка и формы поддержки малого и среднего
бизнеса со стороны органов муниципальной и региональной власти;
·
характеристика трудовых ресурсов, занятость
населения);
5. Инфраструктура (фактически фиксируемые достоинства и
недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда)
в условиях муниципального образования в вопросах:
·
состояние муниципальной инфраструктуры как совокупности отраслей и предприятий,
функционально обеспечивающих нормальную жизнедеятельность населения
(транспортно-логистическая система, система инженерно-технического обеспечения,
дороги, система связи и коммуникаций, объекты соцкультбыта);
6. Экология, окружающая среда (фактически фиксируемые
достоинства и недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы
(внешняя среда) в условиях муниципального образования в вопросах:
·
экология муниципального образования;
·
влияние геоклиматических факторов на
хозяйственно – экономическую и бытовую
жизнедеятельность муниципального образования, здоровье и самочувствие
граждан;
·
отношение населения к вопросам экологии и
окружающей среды в современных условиях);
7. Ресурсы (фактически фиксируемые достоинства и
недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда)
в условиях муниципального образования в вопросах:
·
полезные ископаемые, биоресурсы, водные
ресурсы, трудовые ресурсы, интеллектуальный и культурный потенциал и др.;
·
возможности, сферы применения ресурсов);
8. Инновации (фактически фиксируемые достоинства и
недостатки (внутренняя среда), потенциальные возможности/угрозы (внешняя среда)
в условиях муниципального образования в вопросах:
·
состояние и сферы применения инновационных
подходов в различных сферах социально – экономической деятельности;
·
оценка и формы поддержки инновационных подходов
в различных сферах социально – экономической деятельности со стороны органов
муниципальной и региональной власти;
·
отношение, степень участия населения в
реализации инновационных подходов в различных сферах социально – экономической
деятельности).
В исследовании была
использована классическая схема Лазарсфельда, описывающая процедуру перехода от
теоретического концепта к инструментам социологического измерения. Процедура
состоит в выделении четырех стадий.
Первая стадия заключается в
определении исследуемого явления и выдвижении предварительных гипотез.
Вторая стадия характеризуется
тем, что вводится ряд показателей (вся совокупность достоинств, недостатков
угроз и возможностей выделенных экспертами в каждой подсистеме), эмпирически
описывающих объект (Муниципальное образование), формируется перечень
показателей.
На третьей стадии производится
отбор показателей (наиболее повторяющиеся достоинства, недостатки, угрозы и
возможности, выделенные экспертами).
На четвертой стадии показатели
объединяются в проценты (индексы).
Для исследования состояния и стратегии развития муниципального
образования использовался метод построения процента. Построение процентов
является частью проблемы перехода понятия к измерению, а именно - установление
соответствия между некоей числовой системой и системой наблюдаемых объектов.
Для целостной характеристики совокупности свойств социального
объекта балы, присвоенные экспертом, интегрируются в итоговый процент. При построении процента измеряемое качество
необходимо искать в сочетании оценок по совокупности исходных признаков.
В данном исследовании при обработке матриц SWOT-анализа
использовалась схема декомпозиции. Эта схема соответствует общей
процедуре разработки процента и удовлетворяет требованиям обоснованности и
надежности операционализации и, следовательно, измерения. (табл. 1)
Построение балла ответов экспертов
Эмпирический
индикатор
|
Балльные
оценки
|
«Да»
|
1 балл
|
«Нет»
|
0 баллов
|
Таблица 1.
Агрегация процента проводилась по следующей формуле:
%=
Где А- балл,
присвоенный экспертом в соответствии с ответом на определенный вопрос по
правилам, изложенным в таблице 1.
В- максимальное
количество баллов за всю совокупность вопросов.
Для матрицы 1 и матрицы 3
интервал процентов от 0 до 30 определен как низкая возможность, интервал
процентов от 31 до 70 определен как средняя возможность, интервал процентов от
71 до 100 определен как высокая возможность.
Для матриц 2 и 4 интервал
процентов от 0-30 определен как низкая угроза, интервал процентов от 31 до 70
определен как средняя угроза, интервал процентов от 71 до 100 определен как высокая
угроза.
В работе экспертной площадки в МО "Мухоршибирский
район РБ" (09 - 10 декабря 2015г.) приняли участие эксперты:
1.
Агропромышленный комплекс
|
Ефимова
Наталья Михайловна, ООО «Хлеб», с. Мухоршибирь
|
2. Органы
местного самоуправления
|
Иванов Жаргал
Дамбиевич, Глава МО СП «Хошун-Узурское»
|
3. Культура
|
Миронова
Марина Юрьевна, заведующая филиалом СДК, с. Новый-Заган
|
4.
Здравоохранение
|
Мухатарова
Оюна Александровна, заведующая Бомским ФАП
|
5. Образование
|
Дашицыренова
Елена Цыбикжаповна, МБДОУ «Детский сад «Наран», с. Нарсатуй
|
6.
Общественные организации
|
Шалдо Галина
Васильевна, Первичная профсоюзная организация ООО «Тугнуйская обогатительная
фабрика» Восточно-Сибирской территориальной профсоюзной организации
Российского независимого профсоюза работников угольной промышленности
|
7. Социальная
защита населения
|
Бондаренко
Раиса Николаевна, начальник УПФР РФ в Мухоршибирском районе филиала ОПФР по
РБ.
|
8. Сфера
обслуживания
|
ООО «Продторг»
|
9. Средства
массовой информации
|
Поломошнов
Николай Григорьевич, главный редактор МАУ «Редакция газеты «Земля
Мухоршибирская»
|
10. Туризм
|
ИП Панжева
Е.И., гостиница «Визит», с. Мухоршибирь
|
11. Связь
|
Шиханова
Ксения Кирилловна, начальник Бичурского почтамта УФПС РБ филиала ФГУП «Почта
России»
|
Группа
социологов выражает глубокую благодарность и уважение коллегам - экспертам площадки в МО "Мухоршибирский район
РБ" - за плодотворное участие в работе проекта, руководствуИнформационно -
аналитического комитета Администрации Главы РБ и Правительства РБ,
Администрации МО "Мухоршибирский район РБ" - за помощь и поддержку в
организации и проведении социологического исследования.
Раздел
1. Индивидуальное развитие
(фактически фиксируемые достоинства/недостатки,
потенциальные возможности/угрозы личностно – профессионального развития,
самореализации человека; особенности социализации в условиях муниципального
образования).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Слабая материально-техническая база
социально значимых объектов;
2. Слабая
кадровая подготовка;
3. Недостаток
рабочих мест в сельских поселениях;
4. Низкий
уровень заработной платы;
5. Отсутствие
финансирования социально значимых сфер;
6. Недостаток
квалифицированных кадров;
7. Отсутствие
муниципального телевидения;
8. Неблагоприятные
условия для дополнительного образования детей в сельских поселениях;
9. Отсутствие
досуговых центров;
10. Алкоголизм;
11. Недостаток
внимания к развитию спорта со стороны муниципальной власти;
12.
Отсутствие высокоскоростного интернета в
сельских поселениях.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Развитая сфера обслуживания;
2. Доступное
образование;
3. Программы
для развития населения;
4. Благоприятные
условия для малого предпринимательства;
5. Развитое
личное подсобное хозяйство;
6. Поддержка
спорта муниципальной властью;
7. Религиозность;
8. Способность
населения к самоорганизации;
9. Высокий
уровень медицины;
10. Высокий
уровень культуры;
11. Наличие
муниципального СМИ;
12.
Качественное образование.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Создание новых рабочих мест;
2. Доступность
учебных и воспитательных учреждений;
3. Поддержка
малого предпринимательства;
4.
Дальнейшее развитие личного подсобного
хозяйства.
УГРОЗЫ:
1.
Рост алкоголизма;
2. Рост
преступности;
3. Нелегальная
торговля алкогольной продукцией;
4. Миграция
населения;
5. Миграция
квалифицированных кадров;
6. Рост
безработицы.
Раздел 2. Духовные и общественные ценности
(фактически фиксируемые достоинства и
недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального
образования в вопросах:
отношение к религии; религиозность населения,
влияние религии на формирование и проявление духовных и общественных ценностей
в характере и поведении населения;
понимание категорий добра и зла, общественной
пользы и блага; способность жертвования личными интересами в пользу интересов
общества;
толерантность, патриотизм, личностная,
гражданская ответственность, трудолюбие;
роль
национально – культурных традиций в формировании и проявлении духовных и
общественных ценностей, чувство принадлежности к коллективу/общности/социуму
как ценность).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Нехватка
религиозных служащий высокого ранга;
2.
Низкий
уровень культуры населения.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Высокий
уровень религиозности;
2.
Способность
жертвовать личными интересами в пользу интересов общества;
3.
Сохранение
культурных традиций;
4.
Высокий
уровень патриотизма населения;
5.
Взаимодействие
религиозных учреждений и населения;
6.
Высокий
уровень толерантности;
7.
Трудолюбивое
население;
8.
Сплоченность
населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Воспитание духовных ценностей через
деятельность образовательных учреждений;
2. Повышение
уровня патриотизма, толерантности, в том числе с помощью лиц, пользующихся
уважением в обществе;
3. Организация
просветительской деятельности с привлечением религиозных деятелей;
4.
Возрождение народных традиций, обрядов.
УГРОЗЫ:
1.
Нехватка религиозных служащих высокого
ранга;
2. Снижение
уровня патриотизма и духовности;
3. Рост
национализма;
4. Нивелирование
категорий «добра» и «зла».
Раздел 3. Деятельность органов местного самоуправления
(фактически фиксируемые достоинства и
недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального
образования в вопросах:
деятельность выборных органов местного
самоуправления (главы сельских поселений, глава
муниципального образования, советов депутатов сельских поселений,
районного совета депутатов), исполняемость наказов избирателей, предвыборных
обещаний кандидатов, способность/возможность общества формулировать наказы и
обеспечивать общественный контроль за их исполнение, взаимодействие органов
публичной власти и гражданского общества, деятельность политических партий и
общественно-политических организаций).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Недостаточное финансирование
деятельности органов МСУ;
2. Исполнение
предвыборных наказов не в полном объеме;
3. Неудовлетворительная
работа политических партий;
4.
Отсутствие общественного контроля за
исполнением наказов избирателей.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Исполняемость наказов во время
предвыборных мероприятий;
2.
Взаимодействие власти и населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1. Повышение
исполняемости наказов.
УГРОЗЫ:
2.
Невозможность исполнения наказов по
причине недостаточного финансирования;
3. Рост
недоверия избирателей к кандидатам в состав органов МСУ;
4.
Недоверие населения к власти.
Раздел
4. Рынки сбыта
(фактически фиксируемые достоинства и
недостатки, потенциальные возможности/угрозы в условиях муниципального
образования в вопросах:
состояние дел в сферах: торговля, общепит, АПК
(сельское хозяйство, пищевые и перерабатывающие предприятия), промышленное
производство, сфера обслуживания, транспортно – логистический комплекс, туризм,
другие;
сферы, характер реализации предпринимательской
активности населения;
конкуренция за потребителя и рынок; продажи,
продвижение, логистика.
состояние и тенденции развития малого и
среднего бизнеса; оценка и формы поддержки малого и среднего бизнеса со стороны
органов муниципальной и региональной власти;
характеристика трудовых ресурсов, занятость
населения).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Низкий уровень развития сфер промышленности,
транспорта, туризма;
2. Нерациональное
использование государственной поддержки индивидуальными предпринимателями;
3. Низкий
уровень развития сельского хозяйства;
4. Дефицит
квалифицированных кадров;
5. Недостаток
рабочих мест;
6.
Неразвитая сфера обслуживания в сельских
поселениях.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Развитая сфера обслуживания;
2. Поддержка
малого и среднего бизнеса;
3. Стабильная
занятость населения;
4. Развитое
транспортное сообщение между муниципальным образованием и столицей региона;
5. Развитие
туризма;
6. Развитие
малого и среднего бизнеса;
7.
Развитие личного подсобного хозяйства.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Расширение агропромышленного комплекса;
2. Повышение
уровня поддержки малого и среднего бизнеса;
3.
Развитие новых сфер обслуживания.
УГРОЗЫ:
1.
Снижение потребительского спроса в связи
с низким уровнем доходов населения.
Раздел 5. Инфраструктура
(фактически
фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в условиях
муниципального образования в вопросах:
Состояние
муниципальной инфраструктуры как совокупности
отраслей и предприятий, функционально обеспечивающих нормальную
жизнедеятельность населения (транспортно-логистическая система, система
инженерно-технического обеспечения, дороги, система связи и коммуникаций,
объекты соцкультбыта).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Недостаточное финансирование мероприятий
по улучшению инфраструктуры;
2. Отсутствие
транспортного (маршрутного) сообщения внутри муниципального образования;
3. Технические
неполадки в работе интернета;
4. Низкое
качество мобильной связи;
5. Плохое
состояние дорог;
6.
Низкий уровень организации системы
водоснабжения в частном секторе.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Сохранение культурно-досуговых
учреждений;
2. Наличие
оптико-волоконной связи;
3. Наличие
службы такси;
4. Ремонт
дорог;
5.
Наличие объектов социального значения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Улучшение качества связи и интернета;
2. Обеспечение
доступности связи и интернета в сельских поселениях;
3. Организация
транспортного (маршрутного) сообщения внутри муниципального образования;
4. Строительство
культурно-досуговых учреждений;
5.
Улучшение качества дорог
УГРОЗЫ:
1.
Экономический кризис;
2.
Отсутствие финансирования.
Раздел 6. Экология, окружающая среда
(фактически фиксируемые достоинства
и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в условиях муниципального
образования в вопросах:
экология муниципального образования;
влияние геоклиматических факторов
на хозяйственно – экономическую и бытовую
жизнедеятельность муниципального образования, здоровье и самочувствие
граждан;
отношение
населения к вопросам экологии и окружающей среды в современных условиях).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Наличие несанкционированных стихийных
свалок мусора и бытовых отходов;
2. Загрязнение
атмосферы;
3. Вырубка
леса;
4. Маловодье;
5.
Негативное влияние деятельности
Тугнуйского угольного разреза на здоровье населения.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Наличие лесного массива, водных ресурсов;
2.
Проведение мероприятий по охране
окружающей среды.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Повышение экологической грамотности
населения посредством просветительской деятельности;
2. Организация
надлежащей охраны лесных массивов;
3.
Проведение природоохранных мероприятий с
привлечением населения.
УГРОЗЫ:
1.
Истощение водных ресурсов;
2. Истощение
лесных ресурсов;
3. Повышение
уровня заболеваемости среди населения муниципального образования кожными и
онкологическими заболеваниями, а также заболеваниями органов дыхательной
системы;
4.
Экологическая катастрофа.
Раздел
7. Ресурсы
(фактически фиксируемые достоинства
и недостатки, потенциальны возможности/ угрозы в условиях муниципального
образования в вопросах:
полезные ископаемые, биоресурсы,
водные ресурсы, трудовые ресурсы, интеллектуальный и культурный потенциал и
др.);
возможности, сферы применения
ресурсов).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Миграция трудоспособного населения;
2. Маловодье;
3.
Лесные пожары;
ДОСТОИНСТВА:
1.
Добыча и использование угля;
2. Наличие
лечебных источников;
3. Наличие
лесных плодов и ягод;
4. Наличие
квалифицированных специалистов;
5. Запасы
каменного угля, вольфрама;
6. Востребованность
трудовых ресурсов;
7. Высокий
культурный потенциал населения;
8.
Высокий интеллектуальный потенциал
населения.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Увеличение объема трудовых ресурсов;
2. Освоение
новых месторождений полезных ископаемых;
3.
Создание новых рабочих мест.
УГРОЗЫ:
1.
Отсутствие трудовых ресурсов;
2. Истощение
природных ресурсов;
3.
Отсутствие финансирования, направленного
на увеличение трудовых ресурсов.
Раздел
8. Инновации
(фактически
фиксируемые достоинства и недостатки, потенциальные возможности/ угрозы в
условиях муниципального образования в вопросах:
Состояние и сферы применения
инновационных подходов в различных сферах социально – экономической деятельности;
Оценка и формы поддержки
инновационных подходов в различных сферах социально – экономической
деятельности со стороны органов муниципальной и региональной власти;
Отношение, степень участия
населения в реализации инновационных подходов в различных сферах социально –
экономической деятельности).
НЕДОСТАТКИ:
1.
Отсутствие квалифицированных кадров для
внедрения инновационных подходов;
2.
Низкий уровень развития инновационных
подходов.
ДОСТОИНСТВА:
1.
Открытие многофункционального центра;
2. Электронная
очередь в Центральной районной больнице;
3.
Участие населения в реализации
инновационных подходов.
ВОЗМОЖНОСТИ:
1.
Введение инноваций.
УГРОЗЫ:
1.
Отсутствие финансирования инновационной
деятельности.