Чем система «Честный знак» полезна потребителю?
16.02.2024
«Честный знак» — национальная система цифровой маркировки и
прослеживаемости товаров. Это масштабная система идентификации товаров,
позволяющая отслеживать путь от изготовителя или импортера до конечного
пользователя. Основная задача системы – повысить уровень безопасности граждан,
существенно снизить количество контрафактной продукции и некачественных
аналогов. Цифровой код гарантирует подлинность и качество товара.
Маркировка внедряется постепенно, начато внедрение в 2017 году и
в дальнейшем должна охватить все категории продовольственных и
непродовольственных товаров. В настоящее время требование распространяется на
молочную продукцию, упакованную воду, одежду (в том числе из меха и кожи),
обувь, парфюмерную продукцию, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты,
автопокрышки и шины. В рамках эксперимента к этим товарам добавили пиво и пивные
напитки, биологически активные добавки к пище (БАД), антисептики, велосипеды и
кресла-коляски.
Каждый товар проходит несколько этапов маркировки:
- уполномоченный государством оператор Центр развития
перспективных технологий присваивает каждому товару уникальный код (Data Matrix
или другой тип маркировки), чтобы производитель или импортер разместил его на
упаковке товара;
- производитель (импортер) наносит цифровой код на товар и
вносит эти единицы товара в базу данных;
- в магазине сканируют код товара и размещают его на полке;
- товар продали на кассе – в системе «код вышел из оборота»;
Таким образом, система маркировки фиксирует переход товара по
всей логистической цепи, включая проверку кода в магазине при размещении товара
на полке, что исключает возможность допуска в продажу подделки.
Несомненное удобство для потребителей от «Честного знака» это
возможность самостоятельной проверки истории каждого продукта и товара. Всё что
нужно – это скачать приложение и отсканировать код. В случае если с товаром
что-то не так, в карточке будет отражен красный статус сканирования. Даже в
случае положительного результата, зеленого статуса, стоит сверить описание, и в
случае несовпадения рекомендуется сообщить о нарушении. Все сообщения о
нарушениях, отправленные в приложении, направляются в контрольно-надзорные
органы.
Роспотребнадзор наделен
полномочиями по контролю за соблюдением продавцами и владельцами агрегаторов
обязательных требований к маркировке товаров. В случае выявления отсутствии
маркировки, к предпринимателям применяются меры профилактического характера, а
при повторном обнаружении аналогичных отклонений – подаётся иск в суд в защиту
неопределённого круга потребителей.
Также, несмотря на запрет на проведение основной части
контрольно-надзорных мероприятий, Роспотребнадзором могут быть проведены
проверки в отношении предпринимателей по вопросам соблюдения требований к
маркировке товаров средствами идентификации и передаче информации в
государственную информационную систему «Честный знак», в случае выявления
индикаторов риска нарушения обязательных требований.