Новости
Какие вопросы рассматривает финансовый уполномоченный?
02.05.2023
Омбудсмен решает споры, которые
возникают между потребителем и финансовой организацией. Это может быть банк,
МФО, страховая компания (кроме вопросов ОМС), негосударственный пенсионный фонд,
ломбард, кредитный потребительский кооператив (со списком организаций можно
ознакомиться на сайте Банка России: https://www.cbr.ru). Обращение
к финансовому уполномоченному
(омбудсмену) обязательный шаг, без
этого, напрямую в суд обращаться нельзя, в противном случае суд вернет Вам
исковое заявление. Для потребителей, если они обращаются к омбудсмену лично,
услуги уполномоченного бесплатны. Самый простой способ – заполнить заявку через
личный кабинет на сайте финансового уполномоченного
(https://finombudsman.ru/contacts). Для этого понадобится регистрация на
портале «Госуслуги». При возникновении сложностей можно обратиться за
консультацией по телефонам горячей линии финансового уполномоченного.
В каких случаях
можно подать обращение финансовому уполномоченному:
- банк в одностороннем
порядке повысил процент по кредиту,
- страховая компания
отказалась производить выплату,
- МФО начислила больше
процентов, чем указано в договоре,
- негосударственный
пенсионный фонд (НПФ) взял лишнюю комиссию и т. д.
Законодательством регламентированы предельные сроки
рассмотрения обращений финансовым уполномоченным:
- 15 рабочих дней, если
обращение подано лично потребителем финансовых услуг или его законным
представителем (родителем, опекуном, наследником и т.д.),
- 30 дней, если обращение
подано физическим или юридическим лицом, которое выкупило у потребителя
право требования по договору цессии,
- в случае если для
рассмотрения обращения необходимо проведение независимой экспертизы, то
срок в обоих случаях может увеличиться на 10 рабочих дней.
Спор
между гражданином и финансовой организацией чаще всего рассматривается
удаленно. Решение вступает в силу через 10 дней после его вынесения финансовым
уполномоченным. При этом, для финансовых организаций решения финансового
уполномоченного являются обязательными.
В
случае несогласия с решением финансового уполномоченного, финансовая
организация вправе оспорить его в суде.
В
свою очередь, если потребитель финансовых услуг не согласен с решением финансового
уполномоченного, то вправе обратиться в суд для защиты своих прав.
Основания для
отказа в рассмотрении обращения финансовым уполномоченным:
- если потребитель
предварительно не обратился с заявлением (претензией) в финансовую
организацию;
- если речь идет о
финансовой услуге, которую потребитель получил в ходе осуществления
предпринимательской деятельности (например, компания взяла кредит на
развитие бизнеса или перевозчик застраховал коммерческий транспорт);
- если сумма спора больше
500 000 рублей. Исключение – имущественные вопросы, связанные с выплатами
по ОСАГО. Их уполномоченный рассматривает вне зависимости от суммы;
- должно пройти не более
трех лет с того дня, как возникла спорная ситуация. Есть редкие
исключения, например серьезная болезнь, которая потребовала длительного
лечения. Тогда сроки нужно восстанавливать;
- если спорная ситуация
находится в процессе урегулирования с помощью процедуры медиации, подан
иск в суд или же по спору уже вынесено судебное решение;
- если требования связаны с
компенсацией морального вреда или возмещением убытков в виде упущенной
выгоды;
- если требования связаны с
банкротством физических или юридических лиц.
При
вынесении решения омбудсмен устанавливает срок для его исполнения. Он может
составлять от 10 до 30 календарных дней с того момента, как решение
вступает в законную силу. Если финансовая организация его не исполнила, то
можно обратиться к финансовому уполномоченному с заявлением о выдаче
исполнительного документа - удостоверения.
Назад к списку