В 2020 году, в начале пандемии коронавирусной инфекции, в связи с закрытием
воздушного авиасообщения и массовой отменой рейсов по разным направлениям
Правительство РФ утвердило Постановление об особенностях исполнения договоров
воздушной перевозки пассажиров от 6 июля 2020 года № 991.
Документ
предусматривает, в частности, порядок и сроки возврата стоимости авиабилета в условиях режима
ЧС или повышенной готовности на территории РФ (ее части), повлекших ограничение
международного или внутреннего сообщения.
Утвержденное положение применимо к договорам, которые должны были
исполняться с 1 февраля по международным перевозкам с Китаем и с 18 марта - по
всем внутренним и международным воздушным перевозкам, заключенным до 1 мая 2020
года. Правила не подлежат применению К договорам чартерных
авиаперевозок.
Согласно положению, перевозчик обязан
возвратить стоимость билета по прошествии З лет с даты отправления рейса. На
уплаченную сумму билета до дня возврата суммы, но не позднее 4-летнего срока с
даты отправления рейса подлежат начислению проценты за пользование
денежными средствами в размере, определяемом ключевой ставкой Банка
России. Для расчета учитывают только стоимость перелета. На дополнительные
услуги, багаж, питание, проценты не начисляются.
Таким образом, в 2023 году наступает срок возврата денежных средств за
вышеуказанные авиабилеты. Например, если пассажир купил билет на 18 апреля 2020
года за 20 000 руб. и рейс не состоялся, он может подать заявление на возврат
после 18 апреля 2023 года.
Тем, кто получал ваучер и не воспользовался им в течение трех лет,
авиакомпания также обязана вернуть полную стоимость билета с процентами.
Для возврата денежных средств пассажир по истечении З лет с даты
отправления рейса должен направить на сайт перевозчика (либо посредством
почтового отправления, личного обращения в
пункт, предусмотренный правилами перевозчика) заявление о возврате денежных
средств за билет. Для отдельных категорий граждан (ветеранов Великой Отечественной
войны, инвалидов 1, П групп (а также сопровождающих их лиц), членов многодетных
семей) при подтверждении соответствующего статуса предусмотрена возможность
возврата стоимости билетов до указанного срока.
В течение 10 календарных дней со дня получения заявления о возврате
стоимости билета перевозчик обязан возвратить деньги на банковскую карту
пассажира, с которой был осуществлен платеж. Деньги могут быть возвращены и на
иную банковскую карту, однако в этом случае заявление следует подавать лично в
пункты, определенные правилами перевозчика.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно
обратиться по телефонам:
Единого
Консультационного Центра Роспотребнадзора
• 8
800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в рабочее
время): 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp cgebur@mail.ru;
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее время):
• 8 (30145) 43726, 8 (9025) 62-31-99 (в рабочее время), электронная почта fguzbichura@mail.ru или по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д.38