Мошеннический кредит можно оспорить по месту жительства потерпевшего
25.09.2025

С каждым годом в России фиксируется всё больше
случаев, когда граждане сталкиваются с мошенническими кредитами. Человек узнаёт
о существовании задолженности случайно — через звонок коллекторов, проверку
кредитной истории или письма от банка. В реальности же он никогда не подписывал
договор и не получал деньги.
До недавнего времени в таких ситуациях пострадавшие
оказывались в особенно трудном положении: не только нужно было доказывать в суде,
что кредит оформлен без их участия, но и делать это зачастую в другом регионе —
по месту нахождения банка.
Верховный Суд РФ в 2025 году внёс важное
разъяснение, изменившее эту практику.
Верховный Суд РФ рассмотрел спор по делу №
5-КГ25-73-К2. Истец обратился в суд с иском о признании недействительными
нескольких кредитных договоров, которые были заключены мошенниками от его
имени. Он доказывал, что не участвовал в сделках, и требовал снять с него
незаконный долг.
В рамках дела перед судами возник вопрос о том,
может ли гражданин-потерпевший предъявить подобный иск по месту своего
жительства, как это предусмотрено для требований о защите прав потребителей.
Суды трех инстанций пришли к выводу, что Закон о
защите прав потребителей предусматривает специальные меры защиты на случай
продажи товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества и не регулирует
отношения, связанные с признанием договоров недействительными. Следовательно, в
рассматриваемом случае иск должен предъявляться по общим правилам – по месту нахождения
одного из банков-ответчиков. Фактически это означало, что потерпевший обязан
ехать в другой регион, тратить время и деньги, чтобы доказать очевидное, что он
не получал кредит.
Однако Верховный Суд РФ не согласился с этой точкой
зрения и направил дело на новое рассмотрение, разъяснив, что исковые требования
вытекают из заключенных от имени истца кредитных договоров, на которые
распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Истец выступает как потребитель этой услуги, даже
если он требует признания договора недействительным.
В своем решении Верховный суд РФ подчеркнул, что
потребитель финансовой услуги вправе выбирать удобную для себя подсудность.
Наличие признаков мошенничества не отменяет применения законодательства о
защите прав потребителей.
В связи с этим истец вправе воспользоваться
специальными правилами подсудности, независимо от того, какой именно способ
защиты им избран и какие требования заявлены.
Для получения
консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по
телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555 49 43
(круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
·
или по адресу: г.
Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (30133) 41-6-24 , 8 (924) 012-55-41, E-mail: bichura @fbuz03.ru
или
по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д. 38