Обновление инфотеки
18.09.2025

1. ЦБ РФ: при блокировке карт или
отказе в операциях банки должны подробно информировать клиентов
Если банк приостановил прием распоряжений, отказал в
операции, ограничил использование электронных средств платежа (в т.ч.
дистанционное банковское обслуживание), он должен, в частности, сообщить клиенту:
- причину такого решения;
- на основании чего оно принято. Речь идет об указании
условия договора, нормы Закона о национальной платежной системе или
"антиотмывочного" закона;
- порядок дальнейших действий клиента.
Информации должно быть достаточно, чтобы клиент мог
дать пояснения, представить сведения и документы для своей защиты, обжаловать
решение, если это потребуется.
Регулятор также напомнил ряд правил обслуживания и, в частности, рекомендации по взаимодействию с теми, кому
отказали в заключении договора банковского счета (вклада).
Документ: Информационное письмо Банка России от 26.08.2025 N ИН-01-59/98
2. Список признаков мошенничества при снятии
денег в банкомате заработал с 1 сентября 2025 года
ЦБ РФ перечислил показатели выдачи наличных без
добровольного согласия клиента банка. Один из индикаторов - это попытка получить средства в течение 24
ч с момента, когда:
- банк предоставил кредит и т.п.;
- физлицо перевело себе через СБП более 200 тыс. руб.;
- вклад на сумму более 200 тыс. руб. досрочно закрыли
по требованию гражданина.
Еще один признак - минимум за 6 ч до запроса на снятие
денег операторы связи или прочие юрлица выявили:
- странные параметры звонков по номеру мобильного
телефона клиента. Речь идет о нетипичной периодичности и длительности
разговоров;
- увеличение числа сообщений в мессенджерах, по СМС,
электронной почте и т.п. Имеются в виду сообщения от Госуслуг, банков,
новых отправителей и пр.
Среди других признаков отметим такие:
- запрос наличных отличается (временем суток, суммой,
локацией и т.п.) от тех, которые обычно совершает клиент;
- в течение календарного дня по любой причине
было минимум 5 отказов в выдаче средств.
Напомним, банки обязаны выявлять индикаторы с 1
сентября. Если обнаружат хотя бы один из них, то разрешат снимать не более 50
тыс. руб. в сутки. Ограничение продлится 48 ч с момента запроса о выдаче денег.
Подробнее в нашем обзоре.
Документ: Приказ Банка России от 07.08.2025 N
ОД-1765
3. Предустановка MAX, RuStore и
других приложений: что изменилось с сентября и января
С 1 сентября 2025 года на смартфоны и планшеты нужно предустанавливать платформу MAX. Речь идет о
гаджетах на Android, iOS и HarmonyOS. При этом в части VK Мессенджера
обязанности больше не будет. Предустановку магазина приложений RuStore распространят на iOS и HyperOS.
В 2026 году эти новшества останутся и
заработают другие. Так, при покупке смартфонов и планшетов с системой HarmonyOS
на них уже должны быть "Почта@Mail.ru",
"Дзен", "В Контакте" и ряд других программ. На
телевизоры начнут предустанавливать "ЛАЙМ HD TV".
Напомним, за продажу электроники с нарушением
требования о предустановке должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а
компаниям - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Ее можно выполнить разными способами.
Документы: Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025
N 2240-р, Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025
N 2241-р
4. Письмо Минстроя России от
04.07.2025 N 18667-ОГ/00 «О разъяснении отдельных вопросов в сфере управления
многоквартирным домом»
Минстрой России разъяснил отдельные
вопросы в сфере управления многоквартирным домом
В письме содержатся ответы на следующие вопросы:
о личном обращении собственников помещений в МКД в
действующий офис управляющей организации;
о надлежащем содержании общего имущества лицом,
осуществляющим управление МКД, а также контроле за соблюдением установленной
обязанности по содержанию общего имущества;
о проведении текущего ремонта общего имущества в МКД;
об установлении размера платы за содержание жилого
помещения;
о смене недобросовестной управляющей организации.
5. Письмо Минстроя России от
09.07.2025 N 39802-ДН/04 «О плате за жилое помещение государственного или
муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги»
Минстроем России разъяснены некоторые вопросы внесения
платы за жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда и
коммунальные услуги
Со ссылками на действующее законодательство
разъяснено, в частности, следующее:
- стороной договора управления МКД являются
собственники помещений в МКД, заключение договора управления МКД с нанимателем
жилого помещения законом не предусмотрено;
- договор предоставления коммунальных услуг в случаях,
предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, заключается с собственниками помещений,
заключение указанного договора с нанимателем жилого помещения законом не
предусмотрено;
- в случае, если помещение государственного или
муниципального жилищного фонда передано в наем, обязанность по внесению платы
за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя такого
помещения. Органы государственной власти или органы местного самоуправления
несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только в
отношении незаселенных жилых помещений государственного или муниципального
жилищных фондов;
- договор управления МКД с управляющей организацией и
договоры предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией
заключают собственники помещений, в том числе наймодатель. При этом обязанность
по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по указанным договорам
возлагается на нанимателей жилых помещений государственного или муниципального
жилищного фонда;
- управляющая организация и ресурсоснабжающие
организации, с которыми наймодателем заключены соответствующие договоры,
обязаны на основании таких договоров и договоров найма жилых помещений
предъявлять к оплате содержание жилого помещения и (или) коммунальные услуги
нанимателям соответствующих жилых помещений.
6. Письмо Минстроя России от
04.08.2025 N 21370-ОГ/00 «О расчете
объемов электрической энергии, потребляемой на содержание общего имущества
многоквартирного дома»
Рассмотрен вопрос о расчете объемов
электрической энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного
дома
По указанному вопросу проанализированы в том числе
положения Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг
собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов,
а также Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или
товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным
специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими
организациями, и материалы судебной практики.
7. Письмо Минстроя России от
05.08.2025 N 21378-ОГ/00 «Об оснащении многоквартирного дома приборами учета
используемых энергетических ресурсов»
Минстроем России даны разъяснения по
вопросу оснащения многоквартирного дома приборами учета используемых
энергетических ресурсов
В письме со ссылками на действующее законодательство
отмечено, что основными условиями для установки и ввода в эксплуатацию
застройщиком индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии
являются следующие: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после
ремонта, реконструкции, строительства после 1 января 2012 года; объекты должны
быть подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и
(или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного
водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным
системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Застройщик несет ответственность за установку и ввод
приборов учета используемых энергетических ресурсов в эксплуатацию в пределах
гарантийного срока и обязан устранить недостатки, выявленные в этот период.
Если многоквартирный дом введен в эксплуатацию, а приборов учета нет или они не
введены в эксплуатацию, то ответственное лицо определяется периодом выявления нарушения:
если нарушения обязательных требований,
устанавливаемых федеральным законодательством, и договором долевого участия
выявлены в пределах гарантийного срока, то ответственность за их устранение (в
данном случае - установку ОДПУ и ИПУ и ввод их в эксплуатацию) несет
застройщик;
если гарантийный срок закончился, то ответственность
переходит к лицу, управляющему МКД.
Таким образом МКД, вводимые в эксплуатацию после дня
вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, должны
быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии, введенными в эксплуатацию
застройщиком.
8. Письмо Минстроя России от
05.08.2025 N 21383-ОГ/00 «О счетной комиссии на общем собрании собственников
многоквартирного дома»
Минстрой России: состав счетной
комиссии на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может
определить только это собрание
В письме отмечено, в частности, что жилищное
законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание
счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам
проведения ОСС. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом
голосов. При этом сведения о таких лицах должны быть отражены в протоколе ОСС.
Часть 5 статьи 45 ЖК РФ не устанавливает
обязательность включения в сообщение о проведении ОСС кандидатур членов счетной
комиссии ОСС. Определение лиц, которые будут подсчитывать голоса по итогам
собрания, осуществляется голосованием на ОСС в МКД, как и решение всех
остальных вопросов, которые касаются порядка проведения ОСС (часть 1 статьи 45
ЖК РФ).
Следовательно, состав счетной комиссии может
определить только ОСС. Для этого вопрос об избрании ее членов вносится
инициатором в повестку дня и уведомление о проведении собрания, после чего ОСС
должно проголосовать за предложенные кандидатуры.