Снять самозапрет на оформление кредитов с 1 июня стало сложнее
09.07.2025

В целях борьбы с мошенничеством, а именно,
получения кредитов третьими лицами путем незаконного использования персональных
данных, с марта 2025 года у граждан появилась возможность устанавливать
самозапрет на выдачу кредитов.
Самозапрет на кредиты — это ограничение, которое
банк накладывает на онлайн-операции по заявлению клиента. Запретить можно как
отдельно кредитование, так и другие банковские операции или ограничить их
отдельные параметры — например, установить максимальную сумму для одного
перевода или нескольких переводов, но на определенный период времени.
Снять запрет можно в любой момент — например,
отказаться, взять кредит и затем зарегистрировать ограничение заново. Однако
есть нюанс — заявление о снятии у вас примут сразу, но фактически ограничение
будет снято через двое суток —для защиты от мошенничества, снизить риски
ситуации, когда человек снимает запрет под влиянием мошенников.
В настоящее время предусмотрено, что заявление о снятии
запрета на заключение договоров потребительского кредита (займа) может быть
подано следующими способами:
·
через МФЦ – при
представлении документа, удостоверяющего личность (до 01.09.2025г. возможность
подачи заявления следует уточнять непосредственно в МФЦ);
·
на «Госуслугах» – с
подписанием заявления усиленной неквалифицированной электронной подписью;
·
на «Госуслугах» – с
подписанием заявления усиленной квалифицированной электронной подписью.
С 1 июня 2025 года процедура снятия самозапрета на
получение кредитов существенно усложнена, второй из перечисленных вариантов
будет исключен. 1 июня вступили в силу изменения, внесенные в апреле в ч. 6 ст.
5.1 Закона о кредитных историях (Федеральный закон от 1 апреля 2025 г. №
41-ФЗ).
Таким образом, с указанной даты подача в
электронной форме заявления о снятии самозапрета на «Госуслугах» будет возможна
только с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи, или
через МФЦ. Ранее такие действия можно было производить через подтверждение по
паролю или с помощью SMS-кода.
Внимание! В отличие от заявления об установлении
самозапрета, применительно к подаваемому в электронной форме через «Госуслуги»
заявлению о снятии такого запрета, законом не предусмотрена возможность его
подписания простой электронной подписью.
Для получения
консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по
телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок
бесплатный);
Консультационного центра для потребителей (в
рабочее время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
·
г. Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта для потребителей (в рабочее
время):
- 8 (30133) 41-6-24 - Мухоршибирский район - Бичура
(Мухоршибирский, Бичурский и Тарбагатайский районы), E-mail: bichura@fbuz03.ru;