О правах потребителей при покупке товаров на распродаже
29.09.2023
Каждый из нас является потребителем и возможно, кто-то сталкивался с таким
явлением, как распродажа и продажа товаров с уценкой. В период проведения
распродаж учащаются случаи, когда продавцы в силу незнания, либо в силу иных
причин вводят покупателя в заблуждение относительно его прав по возврату
приобретенного товара.
Для того чтобы, определиться с правовыми последствиями, возникающими при
продаже товаров путем проведения распродаж, либо продажи товаров с уценкой,
необходимо понимать саму сущность этих процессов,
Распродажа - это реализация какого-либо товара по сниженным ценам. Это
организованный процесс снижения цен на товары разных категорий, целью которого
является освобождение складских и торговых площадей для поступления нового
товара. В свою очередь, продажа товаров с уценкой проводится, как правило, при
наличии в товаре определенного недостатка, при этом информация о наличии
недостатка в обязательном порядке должна доводиться до потребителя в полном
объеме в соответствии ст. 10 Закона «О защите прав потребителей». Если приобретаемый
покупателем товар был в употреблении или в нем устранялся недостаток,
покупателю должна быть представлена информация об этом. Об имеющихся в товаре
недостатках продавец должен предупредить покупателя не только устно, но и в
письменной форме (на ярлыке товара, товарном чеке или иным способом). Продажа
же товаров с уценкой по причине наличия дефекта в предлагаемом товаре,
ограничивает право потребителя лишь в требованиях, связанных с наличием
указанного дефекта, заранее оговоренного продавцом. То есть, при предъявлении
требований к продавцу потребитель не может ссылаться на дефект, который был
заранее оговорен.
Законодательство Российской Федерации в сфере защиты прав потребителей не
предусматривает ограничений гарантийных обязательств перед покупателем в период
проведения распродажи. Тем самым при обнаружении в товаре каких-либо
недостатков, покупатель не может быть ограничен в своих правах.
Покупая товары в торговых точках, проводящих распродажу, потребитель
вправе, при обнаружении недостатков, выдвинуть одно из требований п. 1 ст. 18
Закона РФ «О защите прав потребителей»:
- потребовать
замены на товар этой же марки,
- потребовать
замены на такой же товар другой марки,
- потребовать
соразмерного уменьшения покупной цены,
- потребовать
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения
расходов на их исправление потребителем или третьим лицом,
- отказаться от
исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар
суммы
При отсутствии недостатков в товаре, в соответствии с п. 1 ст. 25 Закона РФ
«О защите прав потребителей», потребитель вправе обменять непродовольственный
товар надлежащего качества на аналогичный товар, если указанный товар не
подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации, в течение 14
дней, не считая дня его покупки, при условии, что товар не был в употреблении,
сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки. При этом исключение
составляют товары, указанные в Постановлении Правительства РФ от З 1 декабря
2020 года № 2463, которые невозможно обменять.
Таким образом, проведение распродажи товаров является правом продавца, но
не может быть основанием для отказа в удовлетворении законного требования для
потребителя.
Для получения консультации по вопросам
защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра
Роспотребнадзора
- 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок
бесплатный);
- Консультационного пункта для потребителей в Бичурском
районе (в рабочее время): 8 (30133)
41-6-24, Бичурский район,
с.Бичура, ул. Советская, 38, E-mail: bichura@fbuz03.ru