Что надо знать при заказе блюд на дом при дистанционной продаже
03.10.2023
Одним из основных требований потребителя является
наличие на сайте продавца полной и достоверной информации о предприятии общественного питания и
реализуемой им продукции.
В
большинстве случаев, реализация продукции общественного питания осуществляется
через специальные сервисы владельцев агрегатора, поэтому владелец агрегатора
обязан в силу статьи 9 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее — Закон о защите прав потребителей) довести до сведения потребителей информацию о себе и о
продавце (исполнителе). Такая информация владельцем агрегатора размещается на
своем сайте и (или) странице сайта в информационно-телекоммуникационной сети
«Интернет». Информацию о продавце (исполнителе) владелец агрегатора вправе
довести посредством размещения на своем сайте ссылки на сайт продавца (исполнителя). Также на сайте должна быть размещена следующая информация о предлагаемой продукции общественного питания:
-
сведения о
фирменном наименовании (наименовании) предлагаемой продукции общественного
питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов; сведения о весе (объеме) порций
готовых блюд продукции общественного питания,
-
сведения о
пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и
микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции
общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления
пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в
продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерномодифицированных организмов).
Согласно ст. 12 Закона о защите прав потребителей
владелец агрегатора отвечает за достоверность и полноту предоставляемой
потребителю информации об услуге или об исполнителе, на основании которой потребителем был заключен договор
купли-продажи (договор возмездного оказания услуг). Ответственность за
соблюдение прав потребителей, нарушенных в результате передачи потребителю
товара (услуги) несет продавец (исполнитель).
В случае обнаружения недостатков оказанной услуги
по изготовлению и доставке продукции общественного питания потребитель вправе
по своему выбору потребовать от исполнителя (продавца): безвозмездного устранения
недостатков; соответствующего уменьшения цены; безвозмездного повторного изготовления
продукции ненадлежащего качества.
Потребитель вправе отказаться от исполнения
договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения убытков в связи с
недостатками оказанной услуги.
На маркетплейсах - Wildberries, OZON, Яндекс.Маркет, СберМегаМаркет и других продают
свои товары самостоятельные хозяйствующие субъекты. Сами площадки также могут
выступать продавцами. Признаки маркетплейса указаны в преамбуле Закона РФ «О
защите прав потребителей» от 07.02.1992 № 2300-1 (далее - Закон РФ № 2300-1).
За качество товара отвечает изготовитель. Но по российскому
законодательству свои претензии можно предъявить также продавцу. Каждый продавец это знает и
поэтому должен рассматривать претензии потребителей по качеству реализуемых им
товаров (ст. ст. 18,19 Закона РФ № 2300-1).
Сам маркетплейс, если он не значится продавцом товара, не должен принимать
и рассматривать претензии по качеству. Такое решение принимает продавец
самостоятельно (но площадка может выступать посредником при передаче такого
рода претензий и ответов на них). Обязанности маркетплейса указаны в пунктах
2.1 , 2.2, 2.3 статьи 12 Закона РФ № 2300-1.
Маркетплейс обязан при покупке товаров предоставить информацию о том, кто
является продавцом (п. 1.2 ст. 9 Закона РФ № 2300-1) с указанием наименования и
идентифицирующих реквизитов (ОГРН/ОГРНИП). Эта информация может быть в карточке
товара, в сведениях о заказе, в электронном чеке.
Чтобы избежать покупки проблемного товара, рекомендуем в момент
формирования заказа, ознакомиться с описанием товара и его характеристиками, с отзывами, видео и фотографиями покупателей, задать продавцу вопрос для
уточнения деталей по конкретному товару.
Более того, на некоторых маркетплейсах можно посмотреть рейтинг продавца,
который отражает надежность продавца и качество его товаров.
Многие маркетплейсы реализовали систему доставки таким образом, что перед
приобретением товара у потребителя есть возможность осмотреть и проверить товар
на наличие брака. Если при осмотре приобретаемой вещи перед покупкой были
обнаружены дефекты, то у потребителя есть право отказаться от покупки позиции, и, в случае предоплаты, потребовать возврат денежных средств.
Если недостаток был обнаружен после приобретения, потребителю рекомендуется
ознакомиться с условиями возврата товара, прописанными на сайтах маркетплейсов.
На некоторых площадках необходимо заполнить заявку в «личном кабинете»,
приложив при этом фото и видео товара с дефектом. Если дефект хорошо виден на
фото и видео, шансы на возвраг денег за бракованный товар выше.
При обнаружении недостатка в товаре действует простое правило — с
претензией к продавцу (через маркетплейс) можно обратиться в течение гарантийного срока
(срока годности), срока службы (а если они не установлены в разумный срок, то в
пределах двух лет — п. 1 ст. 19 Закона РФ № 2300-1). Экспертизу можно провести
как самостоятельно, так и силами маркетплейса. При подтверждении брака в
результате экспертизы маркетплейс возмещает полную стоимость товара и дополнительные расходы на проведение экспертизы в случае, если она
проводилась силами потребителя.
Если
гарантийный срок менее 2 лет, то это не препятствует заявлению претензии. В
этих случаях потребитель сам должен доказать, что недостатки товара возникли до
его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента (т.е.
провести экспертизу, которая докажет, что недостаток — это производственный
брак - п. 5 ст. 19, п. 6 ст, 18 Закона РФ № 2300-1) .