О защите прав потребителей некачественных юридических услуг
07.11.2022
За последние 4
года (с 2018 года) количество обращений потребителей в Роспотребнадзор с
жалобами на некачественно оказанные юридические услуги почти удвоилось, Если в
2018 году было зафиксировано почти 4,5 тысячи обращений, то в 2021 году их
насчитывалось уже более 8 тысяч. От года к году прослеживается тенденция к
существенному увеличению количества жалоб более чем на 15-20%. При этом
недобросовестные практики распространены во всех регионах России. Рискам
подвержено даже неплатежеспособное население, поскольку часто такие услуги
оказывают в кредит.
Размер
подтвержденного имущественного ущерба, причиненного потребителям
недобросовестными действиями исполнителей юридических услуг, по данным
территориальных органов Роспотребнадзора за период с 2018 года составляет
порядка 205,4 млн. руб.
Указанная сумма
ущерба учитывает только данные обратившихся в Роспотребнадзор потребителей. Реальный совокупный ущерб может
превышать несколько миллиардов рублей.
Анализ жалоб показывает, что рынок насыщен
недобросовестными практиками, среди которых:
Завышенная стоимость услуг
Навязывание услуг
Юридические услуги оказывают явно не профессионалы
Договор на оказание услуг исполняется
формально
Исполнители услуг препятствуют
расторжению договора и возврату денег
Реклама содержит обманную информацию о том, что услуги
оказываются бесплатно
Гарантируется результат независимо от
сложности вопроса
Применяются «серые» схемы оплаты
Склонение уязвимых категорий граждан к
подписанию договора на оказание дорогостоящих услуг
Суть многих
обращений сводится не просто к жалобам на качество юридических услуг.
Отмечается «паразитический» характер деятельности многих организаций, не
преследующих цели реального оказания юридических услуг.
Оказываемые
услуги являются дорогостоящими, в среднем от 20 до 100 тыс. рублей, что
абсолютно не обусловлено качеством данных услуг и их составом. Встречаются
договоры и с более высокими суммами. Широко применяется практика, когда в
офисах юридических компаний заключаются кредитные договоры с потребителями. При
этом, потребителя перед приходом на личную консультацию просят брать с собой
паспорт, и прочие документы.
Договоры
содержат незаконные защитные оговорки от расторжения и возврата денег
(потребителю дают понять, что услуги оказаны и денежные средства возвращены не
будут).
Широко применяются серые схемы
оплаты (на карту физического лица), потребителю отказывают в выдаче документов, подтверждающих факт
оплаты услуг; прием платы за услуги на банковскую карту физического лица.
Стоимость услуг недобросовестных
юристов не учитывает рыночную ситуацию, широко применяется кредитование
клиентов.
Навязывание
дополнительных платных услуг, например, подготовка одновременно претензии,
искового заявления в адрес продавца (исполнителя) без получения результата по
добровольному рассмотрению претензии или подготовка жалоб в контрольные
(надзорные) органы при нарушении имущественных прав потребителя.
Часто жертвами недобросовестных
компаний, оказывающих юридические услуги, становятся социально уязвимые
категории граждан, в том числе пожилые люди, которые в силу возраста и
отсутствия специальных познаний не имеют возможности оценить необходимый объем и
адекватную стоимость усл