Финансовая грамотность
25.11.2025

В целях повышения финансовой грамотности потребителей информируем о
возможных рисках при заключении договора инвестиционного страхования жизни.
При оформлении договора вклада сотрудники банка, являясь одновременно
агентами страховой организации, часто предлагают потребителям заключить договор
инвестиционного страхования жизни (далее - договор) в качестве «более выгодной
альтернативы».
Потребителю озвучиваются заманчивые перспективы высокой доходности, в
то время как риски и другие важные отличия от договора вклада не
проговариваются и теряются на многостраничных листах договора, приложений к
нему и правил страхования (правила не выдаются клиенту, а в договоре содержится
лишь ссылка на их размещение в сети «Интернет»). Соответственно, не имея
реальной возможности ознакомиться со всеми условиями договора, потребители
часто заблуждаются в самой природе данного финансового продукта.
Важно понимать, что такой договор заключается со страховой
организацией, а не с банком, и денежные средства по такому договору не являются
вкладом и не подпадают под условия страхования вкладов.
Так, индивидуальное страхование жизни является финансовым инструментом,
сочетающим в себе страховую защиту и потенциальный инвестиционный доход,
который предлагает выплату страховой суммы в случае смерти застрахованного
лица, а также возможность получения дохода от инвестирования страховых взносов.
Потребитель (страхователь) должен перечислять деньги страховой
компании, которая вкладывает полученные средства в различные инвестиционные
инструменты, и по истечении определенного периода потребителю возвращается
сумма первоначальных вложений, дополненная доходом.
Однако доходность инвестиций не гарантирована, ее может не быть совсем.
В зависимости от финансового результата страховая компания может делиться
инвестиционным доходом со страхователем, а может и не делать этого. Так, ряд
страховых компаний заморозил выплату инвестиционного дохода по договорам,
ссылаясь на то, что клиентские средства были инвестированы в иностранные активы,
выплаты по которым заморожены в международных депозитариях из-за санкций. Также
страховые компании взимают комиссии за управление инвестициями и страховое
покрытие, что может существенно снизить доходность.
Досрочное расторжение договора может привести к значительным финансовым
потерям, так как страховая компания может удержать часть взносов в качестве
штрафа. Если при досрочном расторжении договора вклада потребитель рискует
только доходами в виде процентов, сама же сумма вклада возвращается полностью,
то при досрочном расторжении договора страхования потребителю вернут только так
называемую выкупную сумму, которая будет меньше внесенных им денежных средств и
может составить всего 20-30 % от вложений.
С целью защиты интересов страхователей Банк России в своем Указании от
05.10.2021 № 5968-У установил минимальные требования к условиям и порядку
осуществления добровольного страхования жизни с условием периодических
страховых выплат, в соответствии с которым при расторжении такого договора до
уплаты страхователем третьего страхового взноса по договору, предусматривающему
внесение страховой премии в рассрочку, выкупная сумма составляет не менее суммы
уплаченных страхователем страховых взносов. В данном случае договор возможно
досрочно расторгнуть без финансовых потерь.
В связи с тем, что договоры, предусматривающие условие о единовременной
уплате страховой премии либо выплаты в зависимости от значений финансовых
активов, предназначенных для квалифицированных инвесторов, содержат высокие
инвестиционные риски и являются сложными для понимания широкого круга
физических лиц, не обладающих специальными знаниями в области финансов, Банк
России в информационном письме от 13.01.2021 № ИН-01-59/2 рекомендовал
страховым организациям воздерживаться от прямого и опосредованного предложения
физическим лицам страховых продуктов с инвестиционной составляющей.
Обращаем внимание потребителей на то, что на договор инвестиционного
страхования жизни распространяется «период охлаждения» – 30-дневный срок, в
течение которого можно расторгнуть договор в общем порядке без потерь,
обратившись в страховую организацию с письменным заявлением о расторжении.
Для получения консультации по вопросам защиты
прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555
49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра по защите прав потребителей (в рабочее
время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
·
или по
адресу: г. Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта по защите прав потребителей (в рабочее
время):
·
8 (30133) 41-6-24 , 8 (924) 012-55-41, E-mail: bichura @fbuz03.ru
или по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул.
Советская, д. 38