Потребителю: Об услугах общественного питания
28.08.2025

Услуги общественного питания пользуются большой
популярностью. Однако, качество их оказания в ряде случаев вызывает претензии
со стороны граждан. Поэтому потребителю следует знать о своих правах.
Услуги ресторанов, кафе, баров, столовых,
закусочных и других местах общественного питания должны оказываться в
соответствии с основными нормативными актами:
- Законом РФ «О защите прав потребителей» от
07.02.1992 № 2300-1;
- Правилами оказания услуг общественного питания,
утв. Постановлением Правительства РФ от 21.09.2020 № 1515;
- Санитарными правилами 2.3/2.4.3590-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организации общественного питания
населения».
Предоставление
информации
Исполнитель обязан довести до потребителя полную и
достоверную информацию об оказываемых услугах:
- перечень услуг и условия их оказания;
- наименование предлагаемой продукции с указанием
способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения об объеме (весе) порций готовых блюд,
емкости потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее
порции;
- сведения о пищевой ценности продукции
общественного питания (в том числе калорийность, содержание белков, жиров,
углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их в
процессе приготовления продукции общественного питания).
Цена на услуги общественного питания должна
определяться стоимостью продукции, указанной в меню (прейскуранте).
Порядок
оказания услуг общественного питания
Исполнитель обязан оказывать услуги любому
обратившемуся.
При предварительном заказе на оказание услуг один
экземпляр документа, выдается потребителю или направляется в электронном виде.
Исполнитель вправе предложить потребителю
предварительную оплату услуг, оплату после отбора блюд или после приема пищи
либо другие формы оплаты, а также наличный или безналичный порядок расчета за
оказываемые услуги. При расчетах потребителю должен быть выдан кассовый чек или
бланк строгой отчетности на бумажном носителе или направлен в электронной
форме.
Потребитель вправе отказаться от предварительно
оплаченных услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им
расходов по договору.
Услуги оказываются в сроки, согласованные с
потребителем.
Качество оказываемой услуги должно соответствовать
обязательным требованиям нормативных документов и условиям заказа.
Исполнитель обязан обеспечить возможность
потребителю проверить объем (массу) предлагаемой ему продукции, предоставив по
требованию необходимых средства измерения.
К оказанию услуг, связанных непосредственно с
процессом производства продукции общественного питания и обслуживанием
потребителей, допускаются работники, прошедшие специальную подготовку,
аттестацию и медицинские осмотры.
Исполнитель не вправе без согласия потребителя
выполнять дополнительные услуги за плату, а также включать в договор (заказ)
иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, чаевые и др.), не включенные в
стоимость продукции, указанной в меню (прейскуранте), и цену выбранных
потребителем услуг по организации досуга и других возмездных услуг.
При этом потребитель вправе отказаться от оплаты
таких дополнительных услуг (расходов), а если они оплачены, - потребовать от
исполнителя возврата уплаченной суммы.
Услуга общественного питания должна быть оказана
исполнителем в течение всего режима работы исполнителя.
Случаи
нарушений прав потребителей
При нарушении сроков исполнения предварительного
заказа на оказание услуги потребитель вправе по своему выбору:
- назначить исполнителю новый срок;
- потребовать уменьшения цены;
- вернуть денежные средства.
Если потребитель обнаружит недостатки оказанной
услуги, то вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков;
- уменьшения цены;
- безвозмездного повторного изготовления продукции.
Кроме всего прочего, потребитель вправе отказаться
от исполнения договора об оказании услуги и потребовать полного возмещения
убытков, если в установленный указанным договором срок недостатки не устранены,
а также в случае обнаружения существенных недостатков или иных существенных
отступлении от условий договора.
Алгоритм
действий, если причинен вред здоровью, вследствие употребления некачественных
блюд:
1. Сохраняйте чек, при отсутствии чека можно
использовать свидетельские показания. Если у Вас появились признаки пищевого
отравления, возьмите у врача справку, подтверждающую факт обращения за
медицинской помощью. Сохраняйте все чеки на лекарства - потраченные на лечение
средства можно взыскать с исполнителя.
2. Обратитесь с претензией к исполнителю услуг,
приложив копии документов (медицинские справки, чеки). Заявите о своих
требованиях (сумма счета за обед + сумма на лечение, другие расходы).
Если Ваши требования не удовлетворены, следующим
шагом будет составление и подача искового заявления в суд. В этом случае вы
можете рассчитывать ещё и на компенсацию морального вреда.
3. При этом можно подать жалобу в Роспотребнадзор.
·
Для получения
консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
·
Единого
Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555 49 43
(круглосуточно, звонок бесплатный);
·
Консультационного
центра по защите прав потребителей (в рабочее время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru,
·
по адресу: г.
Улан-Удэ, ул. Спартака, 5;
·
Консультационных
пунктов по защите прав потребителей (в рабочее время):
·
в Баргузинском
районе (Баргузинский, Прибайкальский и Курумканский районы) 8 (301-31) 41-3-77,
E-mail: barguzin03@fbuz03.ru;
·
в Джидинском районе
(Джидинский и Закаменский районы) 8 (301-34) 41-6-20, E-mail: djida@fbuz03.ru;
·
в Заиграевском
районе (Заиграевский и Кижингинский районы) 8 (301-36) 42-6-55, E-mail:
zaigraevo@fbuz03.ru;
·
в Иволгинском
районе (Иволгинский и Тарбагатайский районы) 8 (30140) 21-8-92, E-mail:
ivolga@fbuz03.ru;
·
в Кабанском районе
(Кабанский, Тункинский и Окинский районы) 8 (301-38) 40-3-91, E-mail:
kabansk@fbuz03.ru;
·
в Мухоршибирском
районе (Мухоршибирский и Бичурский районы) 8 (301-33) 41-6-24, E-mail:
bichura@fbuz03.ru;
·
в Северобайкальском
районе (г. Северобайкальк, Северобайкальский и Муйский районы) 8 (301-30)
2-14-01, E-mail: sb@fbuz03.ru;
·
в Селенгинском
районе (Селенгинский и Кяхтинский районы) 8 (301-45) 43-7-26, E-mail:
selenga@fbuz03.ru;
·
в Хоринском районе
(Хоринский, Еравнинский и Баунтовский районы) 8 (301-48) 22-5-95, E-mail:
horinsk@fbuz03.ru.
·