Потребителю: Оказание услуг сотовой связи
18.08.2025

Услугами мобильной
связи повседневно пользуется практически каждый гражданин.
Чтобы избежать
нарушений в указанной сфере, потребителю необходимо знать свои права и
некоторые особенности пользования услугами мобильной связи.
Услуги сотовой
связи оказываются на основании возмездного договора, который заключается в
письменной форме в двух экземплярах на неопределенный срок и подписывается
сторонами, или путем осуществления конклюдентных действий, позволяющих
достоверно установить волеизъявление абонента в отношении заключения договора
об оказании услуг связи.
В целях борьбы с
телефонным мошенничеством и другими видами дистанционных преступлений в 2025
году принят ряд изменений для абонентов и операторов мобильной связи:
- введено
ограничение количество номеров на одно физлицо. Один гражданин РФ может
оформить на себя не более 20 абонентских номеров мобильной связи.
- в личных
кабинетах пользователей услуг стал доступен сервис «Сим -карты», где можно
увидеть сколько и какие абонентские номера зарегистрированы на вас у операторов
связи, чтобы убедиться, что на ваше имя не оформлены «серые» сим-карты.
- для заключения
договора с мобильным оператором и получения SIM-карты потребуется не только
паспорт, но и подтверждение личности. Это можно сделать:
- с использованием
Единой системы идентификации и аутентификации;
- через портал
«Госуслуги».
- С 1 января
компании и ИП могут оформлять корпоративные сим-карты только своим сотрудникам.
Передавать карты третьим лицам запрещено.
Сразу после
заключения договора оператор сотовой связи обязан проверить достоверность
информации об абоненте. Если с личными данными всё в порядке, оператор отправит
сведения о договоре в специальный реестр Роскомнадзора, и только после этого
номер начнут обслуживать в сети. Если сведения недостоверны, то абоненту
откажут в предоставлении услуг.
Важно! Существенными
условиями договора являются:
·
абонентский номер;
·
оказываемые услуги
телефонной связи;
·
система оплаты
услуг телефонной связи;
·
порядок, сроки и
форма расчетов.
В договоре также
должны быть указаны следующие данные:
·
дата и место
заключения договора;
·
наименование
оператора связи;
·
реквизиты
расчетного счета оператора связи;
·
сведения об
абоненте (ФИО, дата рождения, реквизиты документа, удостоверяющего личность);
·
адрес, порядок и
способ предоставления счета за оказанные услуги телефонной связи; срок действия
договора;
·
права, обязанности
и ответственность сторон.
Таким образом,
гражданину при заключении договора должны быть выданы:
·
договор,
·
правила оказания
услуг связи,
·
SIM-карта,
·
справочная
информация об операторе и тарифах.
Стоит отметить, что
оператор связи имеет право менять тариф или его условия в одностороннем
порядке, уведомив абонента не позднее, чем за 10 дней до вступления в силу изменений,
путем направления короткого текстового сообщения, в том числе на эл. почту.
Оператор связи не
вправе навязывать абоненту оказание дополнительных услуг подвижной связи,
оказываемых за отдельную плату.
Абонент вправе в
любое время в одностороннем порядке расторгнуть договор при условии оплаты
оказанных услуг подвижной связи.
При неисполнении
или ненадлежащем исполнении оператором связи обязательств по оказанию услуг
подвижной связи абонент до обращения в суд предъявляет оператору связи
претензию в письменной форме с требованием:
·
о соразмерном
уменьшении стоимости услуг подвижной связи;
·
о безвозмездном
устранении недостатков оказанной услуги подвижной связи;
·
о расторжении
договора.
К претензии
необходимо приложить копию договора, документы, содержащие сведения о
неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору об оказании
услуг связи, а также документы, подтверждающие факт и размер причиненного
ущерба. При отклонении претензии полностью или частично либо неполучении ответа
абонент имеет право предъявить иск в суд.
Для получения
консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по
телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555 49 43
(круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
·
или по адресу: г.
Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (30133) 41-6-24 , 8 (924) 012-55-41, E-mail: bichura @fbuz03.ru
или
по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д. 38