Потребителю: Что делать, если причинили вред потребителю при оказании услуг
18.08.2025

Исполнитель, оказывая услуги потребителю, может
испортить имущество последнего, что приведет к убыткам потребителя.
Согласно общим положениям гражданского
законодательства, а именно ст. 1064 Гражданского Кодекса Российской Федерации,
вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный
имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом,
причинившим вред.
Право потребителя
на безопасность товара (работы, услуги) установлена положениями ст. 7 Закона «О
защите прав потребителей» (далее - Закон): потребитель имеет право на то, чтобы
товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения,
транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя,
окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя.
Вред, причиненный
жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие необеспечения безопасности
товара (работы), подлежит возмещению в соответствии со статьей 14 Закона «О
защите прав потребителей». Статья 14 Закона в свою очередь говорит о том, что
вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие
конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара
(работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме. Более того, изготовитель
(исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или
имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования,
инструментов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения
работ, оказания услуг), независимо от того, позволял уровень научных и
технических знаний выявить их особые свойства или нет.
Как доказать порчу имущества?
·
Прежде всего,
повреждение имущества необходимо зафиксировать путем проведения фото и/или
видеосъемки.
·
В зависимости от
обстоятельств, при которых испорчено имущество, можно вызвать сотрудников
полиции и/или написать заявление в полицию.
·
Если порча
имущества была осуществлена в результате оказания услуг, можно составить
совместный акт с участием собственника имущества и исполнителя, в котором
описать характер повреждений, и присутствующие лица должны расписаться в акте.
Если имеются какие-то замечания, то их следует указать в акте.
·
Одним из
доказательств могут являться свидетельские показания о том, что имущество до
оказания услуг находилось в нормальном состоянии, без повреждений, а после
оказания услуг были обнаружены повреждения. Возможно, свидетели могли видеть,
как происходила порча имущества исполнителем.
·
При определенных
обстоятельствах порча имущества может быть доказана путем проведения
экспертизы, но до проведения экспертизы факт порчи имущества необходимо
зафиксировать совместным актом или предъявлением письменной претензии, а также
фото и/или видеосъемкой. В каждой конкретной ситуации доказательства будут
отличаться. В любом случае главное вовремя зафиксировать факт порчи имущества.
Со стороны
исполнителя, если повреждение имущества имелось до оказания услуг, например, по
ремонту автомобиля, то их следует изначально оговорить в акте приема-передачи
транспортного средства на ремонт. Также, например, факт того, что на лобовом
стекле автомобиля имелась трещина до передачи его на ремонт, может быть
подтверждено съемкой с видеокамер.
Претензия потребителя
О порче имущества,
произошедшей в результате оказания услуг исполнителем, потребитель должен
заявить исполнителю, в том числе, письменно, путем вручения претензии о защите
прав потребителя под отметку на своем экземпляре. Заявление-претензию
исполнителю о том, что им испорчено имущество при оказании услуг, следует
подать незамедлительно после обнаружения порчи имущества. Законом не установлен
какой-либо конкретный срок для предъявления претензии, но в целях исключения
утраты возможности доказать порчу имущества, лучше претензию предъявлять как
можно быстрее.
Заявление в суд к исполнителю о возмещении вреда должно быть подано в
течение общего срока исковой давности – 3 года. Однако, не стоит затягивать с
подачей иска в суд, поскольку длительное предъявление иска может привести к
утрате доказательств, к прекращению деятельности исполнителя и т.д.
Для получения
консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по
телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
·
8 800 555 49 43
(круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
·
или по адресу: г.
Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта по защите прав
потребителей (в рабочее время):
·
8 (30133) 41-6-24 , 8 (924) 012-55-41, E-mail: bichura @fbuz03.ru
или
по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д. 38