Порядок обращения граждан в органы внутренних дел с заявлениями (сообщениями) о совершении в отношении них противоправных деяний
18.12.2023
В случае совершения в отношении граждан
противоправных деяний (преступлений, административных правонарушений) они могут
обратиться с заявлением (сообщением) в органы внутренних дел Российской
Федерации (далее – органы внутренних дел) в установленном порядке.
Основными нормативными актами,
регламентирующими порядок предъявления и рассмотрения обращений граждан
органами внутренних дел, являются Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О
порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон),
Инструкция об организации рассмотрения обращений граждан в системе
Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденная приказом МВД
России от 12.09.2013 № 707 (далее – Инструкция).
Круг лиц и способ подачи обращений.
В качестве субъектов, имеющих право
на обращение в государственные органы, органы местного самоуправления,
Закон определяет граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без
гражданства, объединения граждан, в том числе юридические лица (далее –
граждане).
Подать обращение можно: по почте, через
официальный сайт, дежурную часть.
Обращения могут быть устными и письменными.
Содержание устного обращения заносится
в карточку личного приема гражданина. В случае, если изложенные в устном
обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют
дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан
устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке личного приема
гражданина. В остальных случаях дается письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов.
При этом письменные обращения могут быть
составлены в бумажном виде или в форме электронного документа.
Если гражданин ввиду ограниченных
способностей или возможностей здоровья не может самостоятельно в письменной
форме изложить суть обращения, ему оказывается помощь в написании обращения.
Требования к письменному обращению.
В соответствии с предусмотренными
законом требованиями в обращении гражданин должен указать:
1) наименование органа внутренних дел, в
который направляется обращение, или фамилию, имя, отчество (последнее – при
наличии) должностного лица органа внутренних дел, или его должность;
2) свою фамилию, имя, отчество
(последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены
ответ, уведомление о переадресации обращения;
3) суть предложения, заявления или
жалобы, просьбы, причины несогласия с обжалуемым решением, обстоятельства, на
основании которых гражданин считает, что нарушены его права, свободы и законные
интересы, созданы препятствия в их реализации либо незаконно возложена
какая-либо обязанность, а также иные сведения, имеющие значение для рассмотрения
обращения;
4) поставить личную подпись и дату;
5) в случае необходимости в
подтверждение своих доводов к письменному обращению прилагаются документы и
материалы либо их копии.
Если обращение подается в форме
электронного документа, то помимо вышеуказанных требований к письменному
обращению в обязательном порядке в обращении необходимо указать:
1) свою фамилию, имя, отчество
(последнее – при наличии);
2) адрес электронной почты, по которому
должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения;
3) к обращению могут быть приложены
необходимые документы и материалы в электронной форме.
Подать обращение в органы внутренних дел
с помощью сети Интернет можно через официальный сайт ОВД в разделе «Для граждан» – «Прием обращений», где будет предложено
заполнить специальную форму. Ответ на обращение направляется в форме
электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении.
Права гражданина при рассмотрении
обращения (ст. 5 Закона, п. 9 Инструкции).
Гражданин имеет право:
1) представлять дополнительные документы
и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании, в том числе в
электронной форме;
2) знакомиться с документами и
материалами, касающимися рассмотрения обращения, если это не затрагивает права,
свободы и законные интересы других лиц и если в указанных документах и
материалах не содержатся сведения, составляющие государственную или иную
охраняемую федеральным законом тайну;
3) получать письменный ответ по существу
поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного
обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или
должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в
обращении вопросов;
4) обращаться с жалобой на принятое по
обращению решение или на действие (бездействие) в связи с рассмотрением
обращения в административном и (или) судебном порядке в соответствии с
законодательством Российской Федерации;
5) обращаться с заявлением о прекращении
рассмотрения обращения.