Порядок действий потребителя при покупке некачественных продуктов питания
06.12.2024
В
продовольственных магазинах при выборе и покупке товаров потребители могут
столкнуться с рядом обстоятельств, которые являются грубым нарушением правил
торговли и положений Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
В
организациях торговли запрещается реализация продукции, которая:
- не соответствует требованиям нормативных документов;
- имеет явные признаки недоброкачественности, не
вызывающие сомнений у представителей органов, осуществляющих
государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности
пищевых продуктов при проверке таких продуктов, материалов и изделий;
- не соответствует представленной информации и в
отношении, которых имеются обоснованные подозрения об их фальсификации;
- не имеет установленных сроков годности (для пищевых
продуктов, материалов и изделий, в отношении которых установление сроков
годности является обязательным) или сроки годности, которых истекли;
- не имеет маркировки, содержащей сведения,
предусмотренные законом или государственным стандартом, либо в отношении
которых не имеется такой информации.
Такие пищевые
продукты признаются некачественными и не подлежат реализации, - утилизируются
или уничтожаются.
В статье 18
Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей» представлен
исчерпывающий перечень последствий продажи товара ненадлежащего качества.
В случае покупки
продовольственного товара ненадлежащего качества, потребителю в первую очередь
необходимо определить, какое требование он будет предъявлять в связи с
выявленным нарушением.
После покупки
испорченных продуктов, потребитель может незамедлительно вернуть их в магазин,
и по своему выбору потребовать замены товаром надлежащего качества либо
соразмерного уменьшения покупной цены. Вместо предъявления указанных требований
покупатель вправе отказаться от приобретенного товара и потребовать возврата
уплаченной за товар денежной суммы.
Если в день
покупки у потребителя отсутствует возможность вернуть продукт продавцу
(например, магазин уже закрыт), то необходимо вернуть его продавцу на следующий
день. В данной ситуации необходимо обратить внимание на условия хранения
купленного продукта, который должен быть указан на упаковке для того, чтобы
отказом продавца не послужило нарушение условий хранения.
Потребитель
вправе предъявить требования в отношении недостатков товара к продавцу, если
они обнаружены в течение установленного срока годности. Исключение составляют
случаи, когда продукт был приобретен уже с просроченным сроком годности.
Обратите
внимание, что отсутствие у потребителя кассового или товарного чека либо иного
документа, удостоверяющих факт и условия покупки товара, не является основанием
для отказа в удовлетворении его требования.
Важно! При отказе удовлетворить
требования добровольно, потребитель вправе обратиться к продавцу с письменной
претензией, составленной в двух экземплярах, с четко сформулированными
требованиями. Один экземпляр претензии необходимо вручить продавцу лично (в
этом случае на втором экземпляре, который остается у потребителя, он должен
поставить отметку о принятии) либо направить по почте, желательно заказным
письмом с уведомлением о вручении.
При получении
претензии потребителя, продавец обязан принять товар и в случае необходимости
провести проверку качества. По требованию продавца и за его счет покупатель
должен возвратить товар ненадлежащего качества. Потребитель вправе участвовать
в проверке качества товара (о чем должен сообщить продавцу). Проверка качества
проводится самим продавцом или уполномоченной им организацией и не является
экспертизой.
Если по
результатам проверки качества между продавцом и потребителем возник спор о
причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу
товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении
экспертизы (о чем должен сообщить продавцу) и в случае несогласия с ее
результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Внимание! Если
в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли
вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан
возместить продавцу расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее
проведением расходы на хранение и транспортировку товара.
Если спор не
получилось урегулировать в досудебном порядке, посредством направления
претензии, потребитель имеет право обратиться в суд с исковым заявлением для
защиты своих прав и законных интересов.
Помните о том,
что при покупке товара в магазине, всегда нужно внимательно изучить этикетку,
посмотреть на срок годности и соответствие фактических условий хранения тем,
что указал производитель.
Для получения консультации по вопросам
защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого
Консультационного Центра Роспотребнадзора
- 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного
центра по защите прав потребителей (в рабочее время):
- 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17,
E-mail: zpp@fbuz03.ru,
- по
адресу: г. Улан-Удэ, ул. Спартака, 5;
Консультационных
пунктов по защите прав потребителей (в рабочее время):
- в Баргузинском районе (Баргузинский, Прибайкальский и Курумканский
районы) 8 (301-31) 41-3-77, E-mail: barguzin03@fbuz03.ru;
- в Джидинском районе (Джидинский и Закаменский районы) 8 (301-34)
41-6-20, E-mail: djida@fbuz03.ru;
- в Заиграевском районе (Заиграевский и Кижингинский районы) 8
(301-36) 42-6-55, E-mail: zaigraevo@fbuz03.ru;
- в Иволгинском районе (Иволгинский и Тарбагатайский районы) 8
(30140) 21-8-92, E-mail: ivolga@fbuz03.ru;
- в Кабанском районе (Кабанский, Тункинский и Окинский районы) 8
(301-38) 40-3-91, E-mail: kabansk@fbuz03.ru;
- в Мухоршибирском районе (Мухоршибирский и Бичурский районы) 8
(301-33) 41-6-24, E-mail: bichura@fbuz03.ru;
- в Северобайкальском районе (г. Северобайкальк, Северобайкальский и
Муйский районы) 8 (301-30) 2-14-01, E-mail: cb@fbuz03.ru;
- в Селенгинском районе (Селенгинский и Кяхтинский районы) 8 (301-45)
43-7-26, E-mail: selenga@fbuz03.ru;
- в Хоринском районе (Хоринский, Еравнинский и
Баунтовский районы) 8 (301-48) 22-5-95, E-mail: horinsk@fbuz03.ru.