Практика по делам о защите прав потребителей
03.04.2024
Президиум Верховного суда Российской Федерации обобщил
практику по делам о защите прав потребителей. В целях формирования
единообразного применения судами норм права при разрешении споров по делам,
связанным с защитой прав потребителей, Верховным Судом Российской Федерации
подготовлен обзор актуальных вопросов судебной практики, возникших при
рассмотрении дел данной категории.
В обзоре, в частности,
указано, что:
1. Продавец обязан
обеспечить безопасные условия для здоровья потребителей и сохранности их имущества.
Возникновение деликатного обязательства само по себе не исключает возможности
применения к правоотношениям сторон Закона Российской Федерации от 7 февраля
1992 г. № 2300-I «О защите прав потребителей».
2. Право на возмещение
вреда, причиненного вследствие недостатков услуги (товара), признается за любым
потерпевшим независимо от того, состоял он в договорных отношениях с
исполнителем (продавцом) или нет.
3. Размещенное на сайте
продавца предложение о продаже товара, обращенное к неопределенному кругу лиц и
содержащее подробную информацию о товаре и его цене, является публичной
офертой. После получения продавцом сообщения потребителя о намерении заключить
договор на условиях публичной оферты продавец не вправе в одностороннем порядке
изменить объявленную цену товара.
4. Продавец не вправе
включать в публичную оферту условие о возможности отмены им в одностороннем
порядке оформленного заказа.
5. Продавец не вправе в
одностороннем порядке изменять цену товара, определенную заключенным с
потребителем договором купли-продажи, и понуждать потребителя к заключению
нового договора на других условиях, в том числе по мотиву увеличения цены
товара к моменту его поставки, возникновения у продавца дополнительных расходов
по исполнению договора и т.п.
6. Покупатель вправе
предъявить продавцу требование в отношении недостатков товара, на который не
установлены гарантийные сроки или сроки годности, если эти недостатки
обнаружены в пределах двух лет со дня передачи ему товара и более длительные
сроки не установлены законом или договором.
7. Наличие в технически
сложном товаре недостатка, повторно проявившегося в период гарантийного срока
после проведения мероприятий по его устранению, является самостоятельным
основанием для удовлетворения требования о замене некачественного товара. При
этом не имеют правового значения возможность устранения такого недостатка,
соразмерность расходов и незначительность временных затрат на его устранение, а
также отсутствие запрета на эксплуатацию товара при этом недостатке.
8. В случае невыполнения
импортером обязанности по безвозмездному устранению существенных недостатков
товара в течение двадцатидневного срока у потребителя возникает право на
получение неустойки. Такая неустойка подлежит уплате до момента возврата
потребителю товара с устраненными недостатками либо до исполнения импортером
законно измененного потребителем требования, включая требование о возврате
уплаченной за товар денежной суммы.
9. Гостиница несет
ответственность за действия своих сотрудников, допустивших нарушение прав
постояльца.
10. Потребитель в случае
отказа от исполнения абонентского договора вправе требовать возврата денежных
сумм, уплаченных за период действия договора, на который он досрочно прекращен.
11. Условие договора,
согласно которому у потребителя при отказе от исполнения договора отсутствует
или ограничивается право на возврат уплаченных денежных средств, является
недействительным, как ущемляющее права потребителя.
12. При рассмотрении
спора о скидке на товар, предоставленной покупателю за приобретение дополнительных
услуг третьих лиц, подлежат выяснению обстоятельства, связанные с доведением до
потребителя всей необходимой информации, обеспечивающей ему возможность
адекватно оценить условия предоставления скидки и наличие собственной выгоды
либо неблагоприятных для себя последствий, в том числе не был ли потребитель
изначально введен в заблуждение продавцом путем завышения цены автомобиля по
договору и создания видимости скидки в целях навязать ему заключение
дополнительных договоров на оказание услуг, а также соответствуют ли требования
о возврате суммы скидки принципу пропорциональности при отказе не от всех, а от
одного или нескольких договоров на оказание услуг.
13. При возврате товара
ненадлежащего качества потребитель имеет право на возмещение убытков в виде
разницы между ценой товара, установленной договором купли-продажи, и ценой
аналогичного товара на дату удовлетворения данного требования.
Для
получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по
телефонам:
Единого
Консультационного Центра Роспотребнадзора
• 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок
бесплатный);
Консультационного
центра для потребителей (в рабочее время):
• 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru ;
Консультационного
пункта для потребителей (в рабочее время):
• 8 (30133)41-6-24, (в рабочее время),
электронная почта bichura @fbuz03.ru
• или по адресу: Республика Бурятия,
Бичурский район с. Бичура ул. Советская, 38