Роспотребнадзор: основные нарушения прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники
25.04.2023
В
Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в которых указывается
на нарушения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт
бытовой и компьютерной техники. В недобросовестных ремонтных мастерских и
сервисных центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную
диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме
товара не составляются в нарушение требований законодательства. Очень часто уже
через несколько дней работники мастерской или сервисного центра сообщают по телефону,
что товар отремонтировали и его можно забирать. При этом называют стоимость
ремонта, которая может доходить до 80 % от цены нового товара.
Естественно, заказчик не рассчитывает на такой
дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные с угрозами, что
отремонтированная техника не будет возвращена и даже будет реализована в счет
образовавшегося долга.
В настоящее время помимо
Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бытового
обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.09.2020 №1514 (далее - Правила).
Правилами (пункт 4)
предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме
(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
•
вид работы;
•
цена работы;
•
точное
наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
•
отметку об
оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена.
Один экземпляр договора о выполнении работ выдается исполнителем
потребителю. Только Договор о выполнении работ в отношении работы, исполняемой
в присутствии потребителя (например, диагностика неисправной техники), может
оформляться также путем выдачи кассового чека.
Помимо этого, статья 35
Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает за
сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика оборудования или устранение недостатков являются возмездной
работой и подпадают под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во
всех случаях сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного наименования, описания и
цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты
за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет
законных оснований для ее удержания.
При поиске сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт
неисправной вещи Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил.
1.
Недобросовестные
исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы наидете много
негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.
2.
Доверительные отношения начинаются с вывески.
Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание, не будет указывать на
вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли
в месте приемки товаров в ремонт следующая необходимая информация:
- перечень
оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предо ставления;
- указание на обозначение стандартов (при
наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;
- сроки
выполнения работ;
- данные о
конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение
исходя из характера работы;
- требования, которые должны обеспечивать
безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение
причинения вреда имуществу потребителя;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) о
выполнении работ;
- образцы
(модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
- перечень
категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень
льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эта информация должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
З. Помните, что потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в
полном объеме работу после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может
быть оплачена при заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса.
У сервисного центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве
своей работы, он не будет настаивать на большой предоплате.
4.
Поинтересуйтесь,
есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна
сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме
того, сформированные с использованием онлайн - касс чеки с В-кодом, полученные
при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В
настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного
телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека
при помощи мобильного џриложения «Проверка чека
ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы.
Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя,
указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если
потребуется.
5.
Ни при каких условиях не соглашайтесь на ремонт,
если Вам не предлагают заключить договор и подписать акт приемки неисправной
вещи. Вот полный перечень условий, которые должны быть зафиксированы в
договоре:
- фирменное
наименование и место нахождения (адрес) организацииисполнителя (для
индивидуального предпринимателя фамилия, имя, отчество (при наличии), сведения
о государственной регистрации, идентификационный номер налогоплательщика; вид работы;
- цена
работы;
- точное наименование, описание и цена материалов
(вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или из материалов (с
вещью) потребителя;
- отметка об оплате
потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения заказа;
- гарантийные сроки на результаты работы, если они
установлены федеральными законами, иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации или договором о выполнении работ, либо предусмотрены
обычаем делового оборота;
- другие
необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
- должность лица,
принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
7, Обязательно прочитайте договор, его образец должен быть в «уголке потребителя». Вас должны насторожить такие условия, как право исполнителя в одностороннем порядке изменить вид работ или их стоимость;
отсутствие гарантийного срока или его формальный характер, отсылка в договоре к
другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены в Интернете,
но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с договором.
8.
При выдаче
отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17
Правил).
9.
При
обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных
недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные
недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте
составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10.
После окончания работ требуйте подписания
двустороннего акта о приемке работ или проставления соответствующей отметки в
договоре.