Администрация муниципального образования "Мухоршибирский район"

Официальный сайт

Новости


ПАМЯТКА Защита прав потребителей при оказании услуги общественного питания.

20.05.2014

ПАМЯТКА

Защита прав потребителей при оказании услуги общественного питания. Право потребителя на информацию.

Вопросы защиты прав потребителей приобретают особое значение  в организациях общественного питания. Во многом это обусловлено желанием выстоять в конкурентной борьбе  и завоевать  своего потребителя.

 
Право потребителей на информацию
Согласно п.1 ст.8 Закона «О защите прав потребителей» № 2300 – 1 потребитель вправе потребовать  предоставления необходимой и достоверной информации об изготовителе (исполнителе, продавце), режиме его работы и реализуемых им товарах (работах, услугах). Для организаций общественного питания перечень такой информации  и порядок ее доведения до потребителей содержатся в Законе № 2300-1 и Правилах оказания услуг общественного питания, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 15.08.1997 г. № 1036. Так, потребителю должна быть предоставлена следующая информация:
1. Информация об исполнителе. На вывеске организации должны быть указаны ее наименование, организационно – правовая форма, место нахождения, тип, класс заведения. Индивидуальный предприниматель должен указать информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. В любом удобном для ознакомления месте должна быть  также представлена информация о номере, сроке действия лицензии, органе ее  выдавшем.
2. Информация о режиме работы. Следует отметить, что режим работы по общему правилу устанавливается исполнителями самостоятельно. Информация о нем указывается на вывеске организации.

 ЭТО   ВАЖНО!
Если на вывеске указано, что заведение работает  до 24.00, то его  нельзя закрыть  даже на 10 минут раньше, также нельзя  ограничивать  вход посетителей за несколько минут до закрытия. Если возникает потребность  временно приостановить работу заведения (например, для проведения плановых санитарных дней, ремонта), то согласно п.4 Правил № 1036 необходимо  своевременно  в доступном для обозрения месте предоставить информацию о дате  и сроках возобновления работы. 
3. Информация об услугах, предусмотренная п.12 Правил № 1036, которая включает в себя:
- перечень услуг и условия их оказания;
- цены в рублях и условия оплаты услуг;
- фирменное наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
- сведения о весе (объеме) порций готовых блюд продукции общественного питания, емкости потребительской тары предлагаемой  алкогольной продукции и объеме ее порции;
- сведения о пищевой ценности продукции общественного питания (калорийности, содержании белков, жиров, углеводов, а также витаминов, макро и микроэлементов при добавлении их в процессе приготовления продукции общественного питания) и составе (в том числе наименование использованных в процессе изготовления пищевых добавок, биологически активных добавок, информация о наличии в продуктах питания компонентов, полученных с применением генно-инженерно-модифицированных организмов);
- обозначения нормативных документов, обязательным требованиям которых должны соответствовать продукция  общественного питания и оказываемая услуга.
Согласно п. 13 Правил № 1036 названная  информация  доводится до сведения потребителей посредством их ознакомления с меню, прейскурантом или иными  способами. В меню (винной карте) исполнителем указываются наименование алкогольной продукции, объем  и цена  алкогольной продукции  в потребительской таре, если исполнитель предлагает  и реализует  алкогольную продукцию в потребительской таре, и (или) наименование  алкогольной продукции, объем  и цена за порцию , не превышающую 1 литра алкогольной продукции (объем порции устанавливается по усмотрению исполнителя. При этом потребитель должен иметь возможность ознакомиться с меню, прейскурантами и условиями обслуживания  не только в зале обслуживания, но и за его пределами, поэтому данную информацию рекомендуется размещать у входа в заведение.
4. Информация о сертификации услуг. В настоящее время услуги общественного питания не подлежат обязательной сертификации, однако согласно ст.21 Федерального закона от 27.12.2002 г. № 184 – ФЗ «О техническом регулировании»  исполнители в праве проводить добровольную сертификацию. Она осуществляется в целях удостоверения соответствия  услуг техническим регламентам, сводам правил, стандартам, условиям договоров, для содействия приобретателям в комплектном выборе услуг, повышения  конкурентоспособности услуг. При наличии добровольной  сертификации нужно ознакомить  потребителя с подлинником  сертификата или его копией, заверенной  держателем сертификата, нотариусом  или органом по сертификации услуг, выдавшем сертификат.    
5. Информация о правилах оказания услуг. Текст таких правил необходимо разместить в доступном для ознакомления месте. 
6. Дополнительная информация  об основных потребительских свойствах и качестве предлагаемой продукции, а также об условиях приготовления блюд, если эти сведения не являются коммерческой тайной. Порядок введения режима коммерческой тайны  содержится в Федеральной законе  от 29.07.2004 № 98- ФЗ «О коммерческой тайне».
ОБРАТИТЕ   ВНИМАНИЕ! 
Некоторые заведения дополнительно к цене блюд взимают с посетителей дополнительную плату, например, за показ  шоу-программы или обслуживание официантом. Информацию об этом  также необходимо доводить до потребителей  в меню или прейскуранте. В противном случае потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг.
Право потребителя на свободу выбора
На основании п.16 Правил № 1036 исполнитель обязан оказать услугу любому потребителю, обратившемуся к нему с намерением ее заказать, на условиях, согласованных сторонами. Условия оказания услуги, в том числе ее цена, устанавливаются одинаковыми для всех потребителей, за исключением случаев, когда предоставление льгот для отдельных категорий потребителей предусмотрено законом.
При этом согласно п.2 ст. 16 закона № 2300-1 нельзя связывать приобретение одной услуги с обязательным приобретением другой. В противном случае  потребитель имеет право на возмещение убытков.
Исполнитель также не вправе без согласия потребителя оказывать ему дополнительные услуги за плату. Например, потребитель заказал обеденное блюдо. Дополнительно к заказу ему подан аперитив, стоимость которого включена в счет. Это неправомерно, и потребитель  вправе отказаться от оплаты аперитива, а если уже оплатил – потребовать возврата уплаченной суммы на основании п.3 ст. 16 закона № 2300-1 и п.24 Правил № 1036. Свобода выбора потребителя также заключается в том, что он согласно ст.32 Закона № 2300-1 вправе в любой момент отказаться от заказа при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
К   СВЕДЕНИЮ!
Если меню предусмотрен комплексный обед, то потребитель вправе заказать одно или несколько блюд из входящих в комплекс, оплатив его по соответствующей цене.
 

 Консультационный пункт филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Бурятия в Иволгинском районе», 8(30143)22-439.



Назад к списку

Дополнительно: