О нарушении прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники
15.03.2021
В Роспотребнадзор продолжают
поступать обращения граждан, в которых указывается на нарушения их прав
сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой и
компьютерной техники. В 2020 году количество таких обращений увеличилось почти
на 10% по сравнению с предыдущим годом, что связано с более интенсивным
использованием домашней техники и оборудования в период самоизоляции и
дистанционной работы.
В недобросовестных ремонтных
мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают сделать
бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не заключается,
документы о приеме товара не составляются в нарушение требований
законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или
сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно
забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от
цены нового товара.
Естественно, заказчик не
рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные
с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации в счет
образовавшегося долга.
В настоящее время помимо
Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила бытового
обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства Российской
Федерации от 21.09.2020 N 1514 (далее- Правила).
Правилами (пункт 4)
предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме
(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
- вид работы;
- цена работы;
- точное наименование,
описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов
исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
- отметку об оплате
потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена;
Один экземпляр договора о
выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только Договор о выполнении
работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя (например,
диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи
кассового чека, билета и др.
Помимо этого, статья 35
Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает за
сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика оборудования или
устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под правовое
регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться
заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного наименования,
описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой работы и ее цену
- исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо оплаты за
произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не имеет
законных оснований для ее удержания.
При поиске сервисного центра
или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи Роспотребнадзор
рекомендует придерживаться следующих правил.
1. Недобросовестные
исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы найдете много
негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.
2. Клиентоориентированность
начинается с вывески. Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание не
будет указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того,
посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация:
- перечень оказываемых
выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
- указание на обозначение
стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;
- сроки выполнения работ;
- данные о конкретном лице,
которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из
характера работы;
- требования, которые должны
обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также предотвращение
причинения вреда имуществу потребителя;
- образцы договоров
(квитанций, иных документов) о выполнении работ;
- образцы (модели)
изготавливаемых изделий либо их эскизы;
- перечень категорий
потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот,
предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эта информация должна
находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
3. Помните, что потребитель
обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее
принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении
договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра остается
Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет
настаивать на большой предоплате.
4. Поинтересуйтесь, есть ли
у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна
сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме
того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные
при оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В
настоящее время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного
телефона. Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему
чека при помощи мобильного
приложения «Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты
на банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции
никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не
сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.
5. Ни при каких условиях не
соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать
акт приемки неисправной вещи.
6. При ознакомлении с
договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот полный перечень
условий, которые должны быть зафиксированы в договоре:
· фирменное наименование
(наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для
индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии),
сведения о государственной регистрации), идентификационный номер
налогоплательщика;
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование,
описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов
исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка об оплате
потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена;
· даты приема и исполнения
заказа;
· гарантийные сроки на
результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении
работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;
· другие необходимые данные,
связанные со спецификой выполняемых работ;
· должность лица, принявшего
заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
7. Обязательно прочитайте
договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»). Вас должны
насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке
изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его
формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка
в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены
в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с
договором.
8. При выдаче,
отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17
Правил).
9. При обнаружении
отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в
работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки
должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку.
Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10. После окончания работ
требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления
соответствующей отметки в договоре.