Об автоматических списаниях при оформлении веб-займов
28.08.2020
Федеральная служба по надзору в сфере
защиты прав потребителей и благополучия человека в дополнение к ранее
размещенной информации об угрозах «бесплатных подписок» на цифровые сервисы
доводит до сведения граждан информацию о существующей недобросовестной практике
при оформлении микрозаймов онлайн.
В сети Интернет
участились случаи предложения помощи по подбору займов со стороны кредитных
брокеров и иных посредников, которые не раскрывают информацию о возмездном характере
своих услуг.
Более того, зачастую
потребитель просто не осознает, что находится на сайте посредника и передает
все свои персональные данные не микрокредитной компании, а третьему лицу.
Что предлагает кредитный брокер или
посредник на самом деле: выбрать
и оформить микрозайм онлайн, заполнить анкету, а также приобрести
дополнительные услуги.
ПОЧЕМУ ЭТО ОПАСНО:
1. Навязывается или скрывается факт
приобретения дополнительных услуг.
При оформлении микрозайма
клиенту предложат присоединиться к различным «условиям», «программам»,
«сервисам», «услугам», «тарифам» и т.п.
Какие платные услуги
могут быть автоматически включены в оферту (заявление на займ):
- страхование жизни и
здоровья от несчастного случая;
- теледоктор -
круглосуточная медицинская консультация;
- услуга
СМС-информирования (о статусе рассмотрения заявки на выдачу займа, платежах по
договору потребительского займа, рекламных акциях и т.п.);
- услуга по получению
отчета о состоянии финансового здоровья и актуальных предложениях по займам (предоставляются
и оплачиваются регулярно: ежедневно, еженедельно и т.п.).
- услуга платного подбора
займов.
Стоимость таких услуг
может достигать нескольких тысяч рублей. Будьте бдительны!
2. Подписание договора в
один клик.
Все онлайн сервисы
содержат в себе условия о том, что соглашение с потребителем заключается в
электронном виде. Иногда для этого требуется ввести код из СМС-сообщения, но
часто договоры просто содержат условие о том, что сам факт проставления на
сайте или в мобильном приложении «флажка» согласия с предлагаемыми условиями
заменяет подпись клиента и означает возможность списания с банковской карты
стоимости услуг по тарифам посредника.
3. Плата по займу и за
дополнительные услуги списывается автоматически.
Очень часто оплата услуг
подбора займов, СМС-информирования, получения различных отчетов может
производится в форме платной подписки и продлевается каждые несколько дней
автоматически.
Пример договорного
условия:
- подключение сервиса
«Рекуррентные списания» - возможность оплаты и исполнения обязательств
физическими лицами посредством автоматических переводов денежных средств.
4. Отключить обманом
навязанные услуги очень сложно.
У недобросовестных
компаний простым и быстрым в цифровую эпоху оказывается только сервис,
направленный на списание денежных средств в свою пользу. Для того, чтобы
отказаться от навязанных услуг иногда потребуется прибегнуть к услугам «Почты
России».
Пример договорного
условия:
Заемщик вправе в любое
время отказаться от сервиса «Рекуррентные списания», направив уведомление об
отказе от сервиса в адрес исполнителя посредством почтовой корреспонденции,
письмом с описью вложения.
Роспотребнадзор призывает быть
внимательными при оформлении любых договоров онлайн, а в случае, если
потребитель столкнулся с обманом, навязыванием услуг, недобросовестными
условиями договоров – обращаться с подробным мотивированным заявлением в территориальные органы Роспотребнадзора.
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в
Мухоршибирском районе» (Бичурский район)
РБ Бичурский район с. Бичура ул. Советская, 38,
телефон: 8(30133)41-6-24
E-mail: fguzbichura@mail.ru