ПАМЯТКА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ при пользовании туристической услугой
29.07.2019
Чтобы не столкнуться с мошенниками при
пользовании туристским продуктом, предлагаем Вам ознакомиться с этой памяткой.
Между
турфирмой и туристом был заключен договор на организацию туристического
обслуживания, в соответствии с которым фирма брала на себя обязательство
забронировать туристическую поездку. Внеся предоплату, туристы не смогли
отправиться в путешествие. Они сообщили турфирме о переносе срока, а затем о
желании расторгнуть договор и получить обратно внесенную плату. Деньги были
возвращены им не в полном размере и несвоевременно, что является нарушением
прав потребителей.
Согласно п. 5 ст. 28
и п. 3 ст. 31
Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков удовлетворения отдельных
требований потребителя исполнитель уплачивает ему за каждый день просрочки
неустойку (пеню) в размере 3%, что дает несостоявшимся туристам право на
компенсацию морального вреда и возмещение понесенных судебных расходов.
В связи с плохим состоянием здоровья и в
соответствии с рекомендациями лечащего врача клиент был вынужден расторгнуть
договор и просил турфирму вернуть уплаченные денежные средства в размере цены
договора плюс проезд. Но турфирма отдала деньги не в полном объеме, мотивировав
свое решение нормами п. 1 ст. 782
ГК РФ и ст. 32
Закона о защите прав потребителей. Согласно им потребитель вправе отказаться от
исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически
понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Подтвердив такие расходы документально, в том числе в суде, турфирма вправе
компенсировать их полученными денежными средствами от клиента, отказавшегося от
услуг.
О стоимости перелета к
месту отдыха
Турфирмы в своей деятельности имеют дело с различными
клиентами, в том числе с военнослужащими, которые имеют право на проезд на
безвозмездной основе воздушным транспортом к местам использования основного
(каникулярного) отпуска (один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и
обратно. Какими документами такие лица могут подтвердить стоимость перелета? Турагентство
не имеет делегированных от перевозчика полномочий на выдачу финансовых
документов с информацией о стоимости перелета.
Если турфирма
хочет избежать судебных разбирательств, ей следует направлять потребителей к
транспортным компаниям (авиаперевозчикам), которые оказывали непосредственно
услуги и обладают достоверной информацией о стоимости проезда.
О мошенничестве
К сожалению, приходится констатировать, что имеют
место факты мошенничества и в туристическом бизнесе. Пример: клиент заплатил деньги за туристскую
путевку, но через несколько дней турфирма-продавец съехала в неизвестном
направлении.
Данный случай не будет признан страховым, если пострадавший
не представит доказательств, что расчеты с турфирмой производились в порядке,
установленном договором. Несостоявшийся турист ссылался на то, что
рассчитывался наличными денежными средствами, при этом документов,
подтверждающих внесение денежных средств в кассу фирмы (а именно кассового
чека), не предъявил. Путевка не подтверждает внесения денежных средств в кассу
турфирмы. При изложенных обстоятельствах
суд не нашел законных оснований для удовлетворения требования о страховом
возмещении. В такой ситуации несостоявшемуся туристу ничего не остается, как
надеяться на оперативно - розыскные действия следственных органов, которые,
может быть, поймают мошенников. Потребителям
туристских продуктов следует по возможности проявлять осмотрительность в выборе
турфирмы.
Предупреждение о
неблагоприятной обстановке
Вспышки инфекционных заболеваний возможны во многих
странах, куда отправляются российские туристы. Обязана ли турфирма извещать
клиентов о санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, куда они
направляются, о возможном риске заражения, симптомах болезней, мерах личной
профилактики, действиях в случае заболевания инфекционными болезнями и
необходимости вакцинации? Федеральная
служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека доводит до всех заинтересованных ведомств,
обеспечивающих поездки за рубеж, список эпидемически неблагополучных стран и
перечень инфекционных (паразитарных) болезней, требующих проведения
профилактических прививок или приема профилактических средств, информирует
туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в стране временного
пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих сообщений в
государственных средствах массовой информации.
В свою очередь, согласно Постановлению
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 N 17АП-103/2012-АК,
туроператоры и турагенты извещают граждан о санитарно-эпидемиологической
обстановке и возможном риске заражения в странах, куда те направляются,
симптомах болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания и
необходимости вакцинации. У турфирмы существуют
обязанности по информированию о возможных заболеваниях в стране пребывания. Фирма
предупреждает клиента о возможном риске заражения, проводит инструктаж о
санитарно-эпидемиологической обстановке и вручает памятки по профилактике и
лечению возможного заболевания, то есть предоставляет клиенту всю имеющуюся
информацию об опасностях, с которыми он может встретиться во время путешествия.
При
возникновении вопросов обращайтесь в Консультационный пункт по защите прав
потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия в
Мухоршибирском районе (Бичурский район)» по адресу: с Бичура, ул. Советская ,
38
Телефон:
8(30133)41624