«Платежные услуги. Правила платежной безопасности».
26.02.2018
Платежные услуги – это перевод денежных средств платежной организацией (посредником) от
плательщика к получателю. Платежные услуги регулируются законами:
1.
Федеральный Закон
от 27.06.2011 г. № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
2.
Федеральный Закон
от 03.06.2009 г. № 103 – ФЗ «О деятельности по приему платежей физических лиц,
осуществляемой платежными агентами»;
3.
Закон Российской
Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»
Плательщик – переводит
платежной организации средства в безналичной форме или вносит наличными.
Платежная организация – по поручению плательщика производит безналичную
оплату товаров, работ, услуг, денежные переводы физлицам.
Платежные услуги осуществляются разными платежными
организациями и характеризуются:
-
каналом предоставления;
-
используемым средством платежа;
-
привязкой к банковскому счету.
Каналы предоставления платежных услуг и
средства платежа
|
С открытием банковского счета
|
Без открытия банковского счета
|
Персональные электронные устройства (стационарный
компьютер, мобильный телефон или планшет)
|
Банковская карта
|
Электронный кошелек;
мобильные платежи (со счета у оператора связи)
|
Платежные терминалы (банкомат, POS-терминалы в местах продаж, небанковские
платежные терминалы)
|
Банковская карта
|
Платежи наличными через платежный терминал;
|
Офис платежной организации (банк, почта, платежная
система)
|
Платежи в офисе
платежной организации (с банковского счета)
|
Платежи в офисе платежной организации (наличными)
|
Перед использованием платежной системы
необходимо изучить договор и правила использования.
По
закону о платежной системе (ст.4.1.) платежные услуги должны предоставляться на
основе договора. Такие договоры обычно ссылаются на правила соответствующей
системы и подразумевают автоматическое присоединение к ним при подписании.
После
подписания договора платежная организация обязана:
1.
информировать
клиента о совершении каждой операции с использованием ЭСП;
2.
уведомлять
клиента о невыполнении платежа не позднее дня, следующего за днем, когда было
сделано распоряжение; а для электронных платежей – незамедлительно;
3.
фиксировать
направленные клиенту и полученные от клиента уведомления и хранить
соответствующую информацию не менее трех лет;
4.
обеспечить
возможность направления ему клиентом уведомления об утрате (незаконном
использовании) ЭСП;
5.
возместить
потребителю сумму операции, совершенной без его согласия или в случае нарушения
правил информирования клиента о спорной операции.
Соблюдайте правила безопасности при
электронных платежах
1.
Желательно
подключить SMS-уведомления.
2.
Вовремя обновлять
контактные данные.
3.
Не допускать
посторонних к банковской карте, электронному кошельку, мобильному телефону и
компьютеру.
4.
PIN-код нужно
помнить, нигде не записывать в явном виде, никому не говорить, никогда не
вводить в Интернете, прикрывать рукой при вводе через терминал.
5.
Использовать
сложные и разные пароли, регулярно их менять, никому не сообщать и не
пересылать.
6.
Не использовать
функцию запоминания паролей и автоматической авторизации в платежных интернет – сервисах.
7.
Желательно
использовать режим «Инкогнито» (приватный) при совершении покупок через
Интернет. Удалять информацию о платежах с помощью очистки буфера файлов и файлов сохранения данных.
8.
Избегать SMS-платежей на короткие номера для оплаты Интернет -
услуг и переводов непроверенным получателям.
9.
Не реагировать на
сообщения якобы от банка или оператора платежей, если предлагается
перерегистрироваться, повторно ввести данные, перезвонить и т.п.
10.
Совершать покупки
в Интернете нужно с помощью отдельной банковской карты и только на проверенных
сайтах.
11.
Незамедлительно
сообщить в платежную организацию, если кошелек «взломан», карта потерялась,
скомпрометирована или с нее без согласия держателя списаны деньги.
12.
При пользовании
банкоматом проявлять осторожность, обращать внимание на посторонних вокруг, на
подозрительные устройства и накладки в местах ввода PIN-кода и карты.
Незамедлительно сообщайте о любых
проблемах, связанных с платежами.
Если
карта или данные о ней потеряны, а кошелек «взломан» - их нужно немедленно
заблокировать, сообщив в платежную организацию.
В
случае ошибочного или несанкционированного платежа, необходимо незамедлительно
сообщить в платежную организацию до конца следующего дня, чтобы сумма этой
операции была полностью возмещена. Если уведомление поступит позже, вернуть
деньги будет гораздо сложнее.
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
РБ в Мухоршибирском районе», тел. 8(30133)41624