Памятка О правах потребителей при пользовании туристическим продуктом
05.07.2017
Чтобы
не попасть впросак и не столкнуться с мошенниками при пользовании туристским
продуктом, предлагаем Вам ознакомиться с этой памяткой.
Между
турфирмой и туристом был заключен договор
на организацию туристического обслуживания, в соответствии с которым
фирма обязывалась забронировать туристическую поездку. Внеся предоплату,
туристы не смогли отправиться в путешествие. Они сообщили турфирме о переносе
срока, а затем о желании расторгнуть
договор и получить обратно внесенную плату. Деньги были возвращены им не
в полном размере и несвоевременно, что является нарушением прав потребителей.
Согласно
п. 5 ст.28 и п.3 ст.31 Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков удовлетворения отдельных требований
потребителя исполнитель уплачивает ему за каждый день просрочки неустойку
(пеню) в размере 3%, что дает несостоявшимся туристам право на компенсацию
морального вреда и возмещение понесенных судебных расходов.
Постановлением
Правительства РФ от 18.07.2007 № 452 утверждены Правила оказания услуг по
реализации туристского продукта. Согласно им потребитель – это заказчик
турпродукта, имеющий намерение заказать его или заказывающий и использующий
исключительно для личных, семейных и иных нужд. Под исполнителем понимается туроператор,
который заключает с потребителем договор о реализации туристского продукта. Закон
о защите прав потребителей регулирует отношения, возникающие между потребителями
и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при продаже товаров
(выполнении работ, оказании услуг). Сторонами заключен договор на оказание
потребительских туристских услуг, значит, имеют место правоотношения,
регулируемые законодательством о защите прав потребителей. в свою очередь, это
обусловливает необходимость удовлетворить претензии несостоявшихся туристов в
части несвоевременного и неполного возврата турфирмой денежных средств.
В
связи с плохим состоянием здоровья и в соответствии с рекомендациями лечащего врача
клиент был вынужден расторгнуть договор, и просил турфирму вернуть уплаченные
денежные средства в размере цены договора плюс проезд. Но турфирма отдала
деньги не в полном объеме, мотивировав свое решение нормами п. 1 ст. 782 ГК РФ
и ст. 32 Закона о защите прав потребителей. согласно им потребитель вправе
отказаться от исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю
фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Подтвердив такие расходы документально, в том числе в суде, турфирма вправе
компенсировать их полученными денежными средствами о клиента, отказавшегося от услуг.
О стоимости
перелета к месту отдыха
Турфирмы
в своей деятельности имеют дело с различными клиентами, в том числе с
военнослужащими, которые имеют право на проезд на безвозмездной основе
воздушным транспортом к местам использования основного (каникулярного) отпуска
(один раз в год), дополнительных отпусков, на лечение и обратно (ст. 20
Федерального закона от 27.05.1998 № 76-ФЗ). Какими документами такие лица могут
подтвердить стоимость перелета для финчасти? Как следует из Постановления ФАС
МО от 02.02.2012г № А40-15409/11-51-127, военнослужащий запросил у турагента
справку о стоимости перелета. Однако подтверждающий запрос, направленный
туроператору, позволил выявить, что стоимость авиаперелета существенно меньше
стоимости, указанной в справке турагента. За предоставление недостоверных
сведений финчасть ВС РФ пыталась взыскать с турагенства убытки в виде излишне
компенсированной военнослужащему стоимости проезда, но суд отказал в иске.
Основанием
для взыскания убытков являются противоправные действия ответчика, возникновение
у истца материального ущерба и причинно-следственная связь между возникновением ущерба и указанными
действиями. Однако установление факта транспортных расходов на основании справок
туроператора и турагенства без
транспортных документов не позволяет суду установить наличие и размер
убытков военного госпиталя, где служит военнослужащий. Истец не представил
доказательств обращения в транспортную организацию для получения сведений о
тарифе прямого или беспересадочного сообщения согласно Приказу МВД России от 22.08.2003
№ 667. Таким образом, представители военного госпиталя сами нарушили порядок
возмещения транспортных расходов военнослужащим при проезде в отпуск и выдали
не обоснованную документами транспортной организации денежную сумму, а значит,
турфирма здесь ни при чем.
Турагенство
не имеет делегированных от перевозчика полномочий на выдачу финансовых
документов с информацией о стоимости перелета, то есть работники финчасти
госпиталя по своей инициативе выдали сумму, не обоснованную документами
транспортной организации. Да, перечень документов, подтверждающих расходы по
проезду военнослужащего, является открытым, а обязанность принятия справки
турфирмы в качестве подтверждающего документа регламентирована действующим
законодательством. Но дело в том, что справка, выданная турагенством, признаков
первичных учетных документов не сдержала. Поэтому ее нельзя было принять в
качестве основания для расчетов с военнослужащим по произведенным им расходам на проезд к месту отпуска.
Вывод:
если турфирма хочет избежать судебных разбирательств, ей следует направлять
военнослужащих к транспортным компаниям (авиаперевозчикам), которые оказывали
непосредственно услуги и обладают достоверной информацией о стоимости проезда.
О мошенничестве
К
сожалению, приходится констатировать, что имеют место факты мошенничества и в
туристическом бизнесе. Пример: клиент заплатил деньги за туристскую путевку, но
через несколько дней турфирма-продавец съехала в неизвестном направлении. Обманутый
потребитель обратился в страховую компанию, которая несла ответственность за неисполнение
или ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации
туристического продукта. Как и следовало ожидать, страховщики не торопились
выплачивать возмещение, требуя от пострадавшего лица представить информацию,
свидетельствующую о неисполнении туроператором обязательств по договору. Случай
признается страховым, если факт установления обязанности страхователя по
возмещению реального ущерба выгодоприобредателю подтверждается вступившим в
законную силу судебным актом, добровольным решением страхователя, принятым по
согласованию со страховщиком.
Данный
случай не был признан страховым. Пострадавший не представил доказательств, что
расчеты с турфирмой производились в порядке, установленном договором. Несостоявшийся
турист ссылался на то, что рассчитывался наличными денежными средствами, при
этом документов, подтверждающих внесение денежных средств в кассу фирмы (а
именно кассового чека), не предъявил. Путевка не подтверждает внесения денежных
средств в кассу турфирмы. Кроме того, суд поставил под сомнение подлинность
самой туристской путевки: обозначенный в ней производитель не изготавливал
такой документ. При изложенных обстоятельствах суд не нашел законных оснований
для удовлетворения требования о страховом возмещении. В такой ситуации несостоявшемуся
туристу ничего не остается, как надеяться на оперативно-розыскные действия
следственных органов, которые, может быть, поймают мошенников. Потребителям туристских
продуктов следует по возможности проявлять осмотрительность в выборе турфирмы.
Предупреждение о
неблагоприятной обстановке
Вспышки
инфекционных заболеваний возможны во многих странах, куда отправляются
российские туристы. Обязана ли турфирма извещать клиентов о
санитарно-эпидемиологической обстановке в стране, куда они направляются, о
возможном риске заражения, симптомах болезней, мерах личной профилактики,
действиях в случае заболевания инфекционными болезнями и необходимости
вакцинации? Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и
благополучия человека доводит до всех заинтересованных ведомств, обеспечивающих
поездки за рубеж, список эпидемически неблагополучных стран и перечень инфекционных
(паразитарных) болезней, требующих проведения профилактических средств,
информирует туроператоров, турагентов и туристов об угрозе безопасности в
стране временного пребывания, в том числе путем опубликования соответствующих
сообщений в государственных средствах массовой информации.
В
свою очередь, согласно Постановлению Семнадцатого арбитражного аппеляционного
суда от 08.02.2012 №17 АП-103/2012-АК, туроператоры и турагенты извещают
граждан о санитарно-эпидемиологической обстановке и возможном риске заражения в
странах, куда те направляются, симптомах болезней, мерах личной профилактики,
действиях в случае заболевания и необходимости вакцинации. У турфирмы
существуют обязанности по информированию о возможных заболеваниях в стране
пребывания. Фирма предупреждает клиента о возможном риске заражения, проводит
инструктаж о санитарно-эпидемической обстановке и вручает памятки по
профилактике и лечению возможного заболевания, то есть предоставляет клиенту
всю имеющуюся информацию об опасностях, с которыми он может встретиться во
время путешествия.
ФФБУЗ
«Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе» (Бичурский район)
Тел:
8(30133)41-6-24