О необходимости оснащения объектов приборами учета и последствия в их отсутствии
12.04.2017
(вопрос-ответ)
Обязательна ли
установка приборов учета энергоресурсов?
Да, обязательна. Расчеты за энергетические ресурсы, включая воду должны
осуществляться на основании данных об их количественном значении, определенных
при помощи приборов учета.
Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ четко определены крайние сроки установки приборов учета
энергетических ресурсов (далее - энергоресурсов).
До 1 января 2011 г. приборы учета должны быть установлены и введены в
эксплуатацию в зданиях, строениях, сооружениях используемых для размещения
органов государственной власти, органов местного самоуправления, находящихся в
государственной или муниципальной собственности.
До 1 января 2011 г. собственники жилых и нежилых зданий, строений, сооружений и
иных объектов обязаны завершить оснащение таких объектов коллективными
(общедомовыми) приборами учета энергоресурсов, а также ввести установленные
приборы учета в эксплуатацию.
До 1 января 2012 г. собственники помещений в многоквартирных домах, жилых
домов, дачных домов или садовых домов с централизованной подачей ресурсов
обязаны обеспечить оснащение таких домов приборами учета используемых
энергоресурсов, а также ввод установленных приборов учета в эксплуатацию. При
этом многоквартирные дома в указанный срок должны быть оснащены коллективными
(общедомовыми) приборами учета воды, тепловой энергии, электрической энергии, а
также индивидуальными и общими (для коммунальной квартиры) приборами учета
энергоресурсов (всех, кроме тепловой энергии).
С 1 января 2012 г. вводимые в эксплуатацию и реконструируемые многоквартирные
жилые дома должны оснащаться индивидуальными теплосчетчиками в квартирах.
С момента принятия Закона не допускается ввод в эксплуатацию зданий, строений,
сооружений без оснащения их приборами учета энергоресурсов и воды.
Кто должен
оплачивать установку приборов учета?
Закон обязывает собственников зданий, строений, сооружений, жилых, дачных или
садовых домов, помещений в многоквартирных домах нести расходы на установку
приборов учета.
Если собственник не в состоянии оплатить прибор учета и его установку сразу,
организация-поставщик энергоресурсов обязана предоставить рассрочку по платежам
со сроком до 5 лет. Процент за кредит устанавливается по ставке
рефинансирования Центробанка РФ. Субъект Российской Федерации или муниципальное
образование вправе предоставлять за счет средств бюджета субъекта Российской
Федерации или местного бюджета поддержку отдельным категориям потребителей путем
выделения им средств на установку приборов учета используемых энергоресурсов.
Квартиры в многоэтажных домах, являющиеся муниципальной собственностью,
оснащаются приборами учета электроэнергии за счет бюджетных средств.
Нужно ли
собственникам помещений многоквартирного дома (МКД) собирать общее собрание для
принятия решения об установке приборов учета?
Да, нужно. Прежде чем приступать к организации в доме учета тепла, необходимо
коллективное решение собственников, принятое большинством голосов на общем
собрании. Поскольку будущий узел учета станет общедомовой собственностью,
оплата оборудования и работ распределяется между всеми собственниками квартир.
Задача управляющей компании или правления ТСЖ, ЖСК донести информацию до
собственников, что установка приборов учета необходима согласно закону об
энергосбережении и отказ от установки грозит принудительными мерами по
установке приборов учета со стороны энергоснабжающей организации и
разбирательством в суде. УК или правление ТСЖ, ЖСК должны предложить собственникам
варианты: перечень компаний, с которыми имеется возможность заключить договор
на установку приборов учета энергоресурсов и их предложения по стоимости работ
и качеству предлагаемого оборудования.
Кто имеет право
устанавливать приборы учета энергоресурсов?
Приборы учета имеют право устанавливать организации-поставщики энергоресурсов и
специализированные организации. Данные организации должны иметь профильных
специалистов необходимого уровня квалификации, деятельность по установке
приборов учета должна быть прописана в уставных документах организации,
организация должна быть членом СРО в строительстве и иметь выданное СРО
свидетельство о допуске к данному конкретному виду работ.
Поставщики энергоресурсов не только имеют право, а обязаны осуществлять
деятельность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых
энергетических ресурсов, снабжение которыми или передачу которых они
осуществляют.
Какая
ответственность за отказ от установки приборов учета?
Если до 1 января 2011 г. и для части потребителей до 1 января 2012 г. (см.
выше) в ответ на предложения по установке приборов учета от поставщика
энергоресурсов потребитель не установит счетчик, то энергоснабжающая
организация вправе принудительно его установить, и взыскать по суду с потребителя
все расходы по установке плюс судебные издержки.
Согласно закону до конца 2012 г. кампания по установке приборов учета должна была
закончиться. Все категории потребителей энергоресурсов должны быть
«оприборены».
Ресурсоснабжающие организации не вправе отказать обратившимся к ним лицам в
заключение договора, регулирующего условия установки, замены и (или)
эксплуатации приборов учета используемых ресурсов, снабжение которыми или
передачу которых они осуществляют. Цена такого договора определяется соглашением
сторон. Порядок заключения и существенные условия такого договора утверждены
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 07.04.2010 № 149.
Кто
осуществляет контроль за соблюдением обязанностей по установке приборов учета
энергоресурсов?
Контроль за соблюдением данных обязанностей осуществляет Федеральная
антимонопольная служба (ФАС) и Федеральная служба по экологическому,
технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) и их территориальные органы
в субъектах РФ.
Предусмотрены
ли штрафные санкции за не соблюдение обязанностей по установке приборов учета
энергоресурсов?
Да, предусмотрены. Законом об энергосбережении (статья 37) внесены поправки в
Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП).
Несоблюдение требований к поставщикам энергоресурсов по предложению установки
приборов учета собственникам жилых домов, дачных, садовых домов и их
представителям. Штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. руб., на юрлиц от 100
до 150 тыс. руб.
Необоснованный отказ или уклонение организации, на которую возложена
обязанность по установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых
энергетических ресурсов, от заключения соответствующего договора и (или) от его
исполнения, а равно нарушение установленного порядка его заключения, либо
несоблюдение установленных для нее в качестве обязательных требований об
установке, замене, эксплуатации приборов учета используемых энергетических
ресурсов - штраф на должностных лиц от 20 до 30 тыс. рублей; на ИП - от 20 до
30 тыс. руб.; на юридических лиц - от 50 до 100 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении жилого дома приборами учета лицами,
ответственными за содержание многоквартирных домов - штраф на ответственное
лицо от 10 до 15 тыс. руб., на юрлиц от 20 до 30 тыс. руб.
Несоблюдение требований об оснащении нежилых зданий, строений, сооружений
приборами учета лицами, ответственными за их содержание - штраф на должностных
лиц от 10 до 15 тыс. руб., на ИП от 25 до 35 тыс. руб., на юрлиц от 100 до 150
тыс. руб.
Кто
осуществляет техническое обслуживание и ремонт приборов учета?
Собственник обязан обеспечить эксплуатацию приборов учета в соответствии с
техническими требованиями на прибор. Таким образом, у владельца узла учета
должен быть заключен договор на техническое обслуживание приборов учета с
обслуживающей организацией (например, это может быть организация по установке
приборов учета, энергоснабжающая организация, управляющая компания).
Работы по ремонту приборов учета выполняются на предприятиях-изготовителях
приборов или специализированном ремонтном предприятии в соответствии с
утвержденным технологическим процессом. После ремонта прибора учета необходимо
провести внеочередную поверку.
Кто
осуществляет и оплачивает поверку приборов учета?
В обязанности собственника входит обеспечение достоверности показаний приборов
учета, в частности, их своевременная метрологическая поверка, т.е. поверка
оплачивается из собственных средств собственника.
Метрологическое обеспечение достоверности показаний приборов учета заключается
в периодической их поверке в специализированной организации (например, в
лаборатории регионального центра стандартизации и метрологии или в организации,
имеющей в своем распоряжении соответствующие испытательные лаборатории).
На основании постановления правительства РФ № 250 от 20.04.10 г. начиная с
2012 г. поверка средств измерений количества электроэнергии, расхода
холодной и горячей воды и газа, должна осуществляться только аккредитованными
государственными региональными центрами метрологии. Поскольку в устройство узла
учета тепловой энергии входит и расходомер, то это требование будет относиться
и к коммерческому учету тепловой энергии.
Суть метрологической поверки заключается в испытаниях прибора учета на более
точном оборудовании.
Периодичность поверки указана в паспорте на прибор учета. Межповерочный
интервал (МПИ) приборов учета тепловой энергии и счетчика горячей воды, как
правило, составляет 4 года, а счетчика холодной воды - 6 лет.
Каковы
последствия эксплуатации неповеренных приборов?
Эксплуатация не поверенного прибора учета запрещается и расценивается
поставщиком энергоресурса как отсутствие прибора учета со всеми вытекающими для
потребителя последствиями. Непосредственно на время проведения поверки
разрешается оплата услуг по усредненному расходу.
С целью стимулирования установки приборов
учета коммунальных ресурсов, при наличии технической возможности, с 1
января 2015 года будут применяться поэтапно повышаемые коэффициенты платы за
коммунальные услуги.
Нормативы потребления
коммунальных услуг по отоплению, холодному (горячему) водоснабжению и по
электроснабжению будут определяться с учетом повышающего коэффициента,
составляющего:
·
с
1 января по 30 июня 2015 года - 1,1;
·
с
1 июля по 31 декабря 2015 года - 1,2;
·
с
1 января по 30 июня 2016 года - 1,4;
·
с
1 июля по 31 декабря 2016 года - 1,5;
·
с
2017 года - 1,6.