Эмоциональные потребности счастливого ребенка.
О воспитании детей написано множество книг и томов. Данная статья поможет в понимании пяти основных детских потребностей быть счастливым и эмоционально благополучным ребенком и облегчит задачу родителей в воспитании ребенка. Эти потребности сохраняются у ребенка на всю жизнь. В разное время и на разных этапах развития дети могут вести себя по-разному, волноваться по разным поводам и по-разному проявлять свои неординарные личностные особенности. Пять потребностей счастливого ребенка позволяет родителям всегда и везде на них ориентироваться, дают родителям возможность отшлифовать свое умение общаться с детьми, не травмируя их психику.
1. потребность в уважении,
2. потребность чувствовать собственную значимость,
3.потребность в приятии,
4.потребность чувствовать связь с другими людьми ,
5.потребность в безопасности.
1. Потребность в уважении
Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.
К детям необходимо относиться с тем же уважением, которого требуем и мы сами. Мы словно даем нашим детям понять: это нормально, что в разговоре с младшими взрослые могут соврать.
При общении с детьми - особенно с детьми! - честность - это лучшее, что можно придумать.
Неуместный или чрезмерный гнев, раздражение или насмешки родителей провоцируют ребенка защищать свою позицию изо всех сил - например, отвечать тем же.
Резюме.
Если мы хотим, чтобы наши дети уважали себя и других, то мы сами должны быть с ними вежливы, внимательны и уважительны. Нам следует избегать насмешек, унижений, криков: раздражительность и гневливость следует свести к минимуму. Нужно прекратить лгать, научиться больше слушать и меньше говорить. Нельзя воспринимать детей как неодушевленные предметы, которыми следует управлять и манипулировать, - в детях нужно видеть полноценных личностей.
Родителям надо поменьше командовать и больше советовать. Необходимо также приучить себя говорить "пожалуйста", "спасибо" и "прошу прощения" - да, даже своим детям. Следует помнить, что у детей тоже есть чувства, и то, как говорить, иногда бывает даже более важно, чем что говорить.
Это вовсе не означает, что мы с вами должны превратиться в святых или, что к детям нельзя предъявлять никаких требований. Но если родитель понимает, что его дети нуждаются в уважении, и хорошо представляет себе, какими должны быть эти уважительные отношения, то такой родитель будет продолжать развиваться и пользу от этого получат как его дети, так и он сам.
2. Потребность ощущать собственную значимость.
Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что "я что-то таки значу". Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.
Сверхопека.
Устанавливая слишком жесткие ограничения, родители тем самым ослабляют в ребенке веру в собственные силы.
Чрезмерная снисходительность.
Когда же детям разрешают делать все, что им хочется, они, как ни странно, часто чувствуют себя никому не нужными.
Много говорим - мало слушаем.
В общении с детьми умение внимательно слушать и полностью "быть здесь" особенно важно. Внимательно выслушав ребенка, мы не только помогаем ему почувствовать его значимость: потом он с удовольствием выслушает и нас. Чем больше мы слушаем, тем больше узнаем детей, тем больше наши шансы действовать конструктивно и эффективно.
Принятие решений, решение проблем.
Если хотите укрепить в детях ощущение "я что-то значу", привлекайте их к обсуждению и решению проблем.
Обязанности – полномочия.
Не выполняйте всю работу за детей. Распределяйте домашние обязанности, задачи, полномочия между всеми членами семьи.
С самого младшего возраста привлекайте детей к труду, постепенно усложняя задания, - это пойдет на пользу и детям, и всей семье.
Предоставляйте малышам подобающий статус: присваивайте звания, титулы, наделяйте полномочиями.
Резюме
Родители не должны быть всемогущими, не должны принимать сами все решения, держать всё происходящее под своим контролем и выполнять всю домашнюю работу. Привлекайте к этому своих детей - интересуйтесь их мнением, давайте им задания. Вместе находите выходы из трудных ситуаций, наделяйте детей определенными полномочиями и признавайте ценность того, что они делают; наберитесь терпения, если ребенок справляется с работой медленнее или хуже вас.
Детям необходимо чувствовать свою силу, значимость и полезность. Если предоставить им возможность ощутить свою значимость и если обращаться с ними как с уважаемыми людьми, детям не придется играть в жизни чьи-то роли, пытаясь доказать себе и окружающим, что "я что-то значу".
3. Потребность приятия
Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.
Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире.
Если детские чувства и эмоции подавляются или опошляются, ребенок может разувериться в себе и замкнуться.
Реакция - помощь
Поспешная реакция – эмоциональность.
Если к эмоциям детей относиться более внимательно, то вероятность найти мирное решение резко возрастает: либо родительские страхи идут на убыль, либо ребенок соглашается на альтернативный вариант.
Из-за страха родители часто путают возможность с неизбежностью. Мы часто ведем себя так, словно какое-то событие не просто возможно, а прямо-таки вот-вот случится. Родителям следует четко разграничивать эти два понятия. А если осознать, что многие наши страхи попросту надуманы, то можно будет чаще говорить "да" и при этом меньше волноваться.
Подавление эмоций
Неумолчная критика
Чрезмерная критика, постоянные замечания со стороны родителей - еще один фактор, мешающий ребенку почувствовать, что его принимают таким, какой он есть.
Акцент на позитиве
Нужно подчеркивать в ребенке все хорошее - хвалить его и даже выискивать, за что его можно поблагодарить.
Резюме.
Воспринимайте вашего малыша как личность и обращайтесь с ним соответственно. Отдавайте должное его достижениям; не волнуйтесь по пустякам; акцентируйте внимание на позитивных моментах; когда нужно сказать «нет», делайте это с любовью к ребенку.
4. Потребность чувствовать связь с окружающими
Детям необходимо чувствовать себя "в команде".
Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим. Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних.
Активное времяпровождение
Работа
"Приобщайте" ребенка к вашему бизнесу (работе) - все от этого только выиграют. Рассказывайте малышу, где и кем вы работаете, как относитесь к своей должности и к сотрудникам. Постарайтесь, как можно доходчивее растолковать детям эту сторону вашей жизни. Если можно, покажите им ваше рабочее место, познакомьте с коллегами, проведите экскурсию по офису.
Решения
При каждом удобном случае необходимо интересоваться мнением детей, предоставлять им право выбора и на доступном уровне (который зависит от возраста и уровня зрелости ребенка) разъяснять, почему вы решили поступить именно так, а не иначе. Именно так дети учатся принимать решения и обретают уверенность в себе. Возможностей принимать совместные решения очень много - они случаются каждый день.
- Родители имеют право на личную жизнь, но если о своих правах они будут заявлять столь презрительным тоном, малыша это будет очень сильно задевать.
- Родителям следует признавать за ребенком право интересоваться всем тем, что касается его отца и матери, а заодно и право за них волноваться.
- Чаще делитесь с детьми вашими переживаниями и проблемами - дети, как это ни странно, станут меньше о вас беспокоиться, почувствуют себя более уверенно, лучше ощутят свою связь с семьей.
- Внимательно выслушивайте детей и рассказывайте им о себе, о своих поступках - это увеличит вероятность того, что и ваши дети станут поступать так же.
5. Потребность в безопасности.
Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.
Искусство обхождения с детьми - это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным.
Но если ограничений слишком много, если к малышу относятся слишком строго, выдвигают непоследовательные дисциплинарные требования, сурово наказывают за малейший проступок, то ребенок может совсем запутаться и полностью выйти из-под контроля. Все это, конечно, нисколько не способствует развитию самодисциплины и уверенности в себе.
Нужно, чтобы дети находились в теплом окружении людей, которые умеют заботиться друг о друге и не устают выражать свою любовь и расположение - и в словах, и в делах.
Взаимоотношения между родителями
Многим детям почему-то кажется, что негативные эмоции отца и матери - это не что иное, как отражение тех чувств, которые родители испытывают к ним, детям, и что они, дети, и есть главные виновники семейных раздоров.
Традиции и ритуалы
Укоренившиеся "ритуалы", традиционные семейные праздники еще больше усиливают в ребенке ощущение стабильности и безопасности.
Дисциплина
- Ответственность за совершенные поступки
Родители должны уметь объяснять детям, почему те или иные поступки неуместны или безответственны и почему те или иные действия могут иметь негативные последствия.
Произвольные и слишком жесткие ограничения, не обоснованные на доступном ребенку языке или же установленные без его участия и без обсуждения с ребенком, часто приводят к "перетягиванию каната".
Слишком жесткие наказания очень сложно "навязать" ребенку, так как он интуитивно считает их несправедливыми.
Ребенку намного легче, когда родители говорят то, что думают, думают, что говорят, живут дружно и вообще знают, что делают.
В идеале - выбор наказания осуществляется с участием ребенка, наказание соответствует проступку, а ваш ребенок чувствует, что вы продолжаете его любить. Кроме того, с помощью наказания вашему сыну или дочери неплохо бы усвоить что-то полезное. Наказание должно быть элементом обучения, а не суровым взысканием, призванным причинить боль и страдания.
Нужно предоставить детям возможность пронаблюдать и испытать на себе последствия их же поступков: так дети постепенно научатся владеть собой и "не попадать впросак". Излишняя опека со стороны родителей лишает ребенка такой возможности.
Источник: Джеральд Ньюмарк "Как воспитать эмоционально здоровых детей»