О покупке товаров на маркетплейсах
29.02.2024
Маркетплейс – это площадка, на которой
свои товары предлагают разные продавцы. Владелец данной площадки выступает в
качестве посредника или агрегатора, которому, как правило, не принадлежат
размещенные на нем товары (хотя в последнее время все чаще маркетплейс
выступает также в роли продавца).
В соответствии с пунктом 2.1 статьи 12
Закона от 02.09.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее ‒ Закон)
владелец маркетплейса несет ответственность за убытки, причиненные потребителю,
если предоставил ему недостоверную или неполную информацию о товаре.
Однако он не будет нести ответственность
в том случае, если такая информация была предоставлена ему продавцом и владелец
маркетплейса опубликовал ее без изменений.
Владелец агрегатора посредством
размещения на своем сайте в Интернет обязан довести до сведения потребителей
информацию о себе и продавце (исполнителе): фирменное наименование;
местонахождения(адрес); режим работы; государственный регистрационный номер
записи о создании юридического лица; ФИО, ОГРН записи о регистрации физического
лица в качестве индивидуального предпринимателя; информацию об имеющихся
изменениях в представленной ранее информации.
Потребителю предоставляется возможность
ознакомиться с договором купли-продажи товара, с порядком безналичного расчета.
В соответствии со статьей 26.1. Закона
покупателю должны предоставить на сайте следующую информацию: об основных
потребительских свойствах товара; об адресе (месте нахождения) продавца, о
месте изготовления товара; полном фирменном наименовании (наименовании)
продавца(изготовителя); цене и об условиях приобретения товара; его доставке,
сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке; порядке оплаты товара; сроке,
в течение которого действует предложение о заключении договора.
Продавец обязан передать товар
покупателю в порядке и сроки, которые установлены в договоре.
Если в договоре срок доставки товара не
определен, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления
требования о его исполнении.
Если доставка товара произведена в
установленные договором сроки, но товар не был передан по вине потребителя,
последующая доставка производится в новые сроки, согласованные с продавцом, но
только после повторной оплаты покупателем стоимости услуг по доставке товара.
С другой стороны, потребитель имеет
право отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи
товара - в течение 7 дней, а в случае если информация о порядке и сроках
возврата товара не была предоставлена в письменной форме в момент доставки
товара – в течение 3-х месяцев с момента его передачи. При обнаружении
недостатка в товаре после его получения рекомендуется ознакомиться с условиями
возврата товара, прописанными на сайтах маркетплейсов.
Например, на некоторых площадках
необходимо заполнить заявку в «личном кабинете», приложив при этом фото и видео
товара с дефектом, а также заявить одно из требований:
- потребовать замены на товар этой же
марки (этих же моделий (или)артикула);
- потребовать замены на такой же товар
другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения
покупной цены;
- потребовать незамедлительного
безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их
исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора
купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет
потребитель должен возвратить товар с недостатками. Требование о возврате денег
рассматривается в течение 10-ти дней. Передайте товар для проверки качества,
если этого требует продавец. Сроки устранения недостатков должны быть
минимальные, они согласовываются сторонами и не могут быть более 45 дней.
Замена товара должна произойти за 7 дней (а если нужна проверка качества, то
Закон позволяет это делать в течение 20 дней).
Если продавец не может оперативно
принять товар (через пункт выдачи заказов), то отказывая потребителю, он будет
нести ответственность за нарушение прав потребителей. При обращении в суд
необходимо заявить, что продавец нарушил указанную обязанность и отказал
необоснованно.
Если требования не исполняются
добровольно, потребитель имеет право обратится в суд для защиты нарушенных
прав.
Желаем удачных покупок!