Защита прав потребителей при оказании услуг общественного питания
16.10.2024
Отношения
в области защиты прав потребителей при оказании услуг общественного питания
регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О
защите прав потребителей» (далее-Закон о защите прав потребителей), Правилами
оказания услуг общественного питания, утвержденными Постановлением
Правительства от 21 сентября 2020 г. № 1515 (далее-Правила).
Правилами
устанавливаются требования к доведению до потребителя во всех случаях
необходимого объема информации, на основании которого должна быть обеспечена
возможность осуществления правильного выбора услуг.
В
частности, установлено, что исполнитель обязан довести до сведения потребителей
в том числе следующую информацию:
-
перечень услуг и условия их оказания;
-
наименование предлагаемой продукции общественного питания с указанием способов
приготовления блюд и входящих в них основных ингредиентов;
-
сведения об объеме (весе) порции готовых блюд и покупных товаров, емкости
потребительской тары предлагаемой алкогольной продукции и объеме ее порции;
-
сведения о пищевой ценности продукции (включая калорийность, содержание белков,
жиров, углеводов, а также витаминов, макро- и микроэлементов при добавлении их
в процессе приготовления).
Исполнитель
обязан иметь книгу отзывов и предложений. Согласно Правил потребитель вправе
получить услугу общественного питания в течение всего режима работы исполнителя.
Потребителю
должна быть предоставлена возможность ознакомления с меню, прейскурантами,
условиями обслуживания и иной информацией, как в зале, так и вне зала
обслуживания.
Правилами
установлено, что цена услуги определяется стоимостью продукции, указанной в
меню (прейскуранте).
Исполнитель
не вправе без согласия потребителя выполнять дополнительные услуги за плату, а
также включать в договор (заказ) иные расходы (платежи, комиссии, доплаты, в
том числе чаевые)
Право
потребителя на отказ от заказанной им услуги закреплено в ст. 32 Закона о
защите прав потребителей и п. 27 Правил. При отказе от заказанной услуги
потребитель обязан оплатить тому же ресторану фактически понесенные расходы,
связанные с исполнением обязательств по договору.
Таким
образом, при заключении договора об оказании услуг по организации и проведению
банкетов, предприятия общественного питания не вправе включать в его текст
условие о том, что при отказе потребителя от данных услуг, внесенная сумма
предоплаты возврату не подлежит. Исполнитель имеет право претендовать ровно на
ту сумму, которая покрывает его фактические расходы в связи с исполнением
договора. Причем все расходы должны быть подтверждены документально.