О претензионном порядке разрешения споров по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров
07.03.2024
О претензионном порядке разрешения споров
по вопросам защиты прав потребителей при продаже товаров
Общие правила подачи и рассмотрения
претензий потребителей установлены постановлением Правительства РФ от
31.12.2020 № 2463 «Об утверждении Правил продажи товаров по договору розничной
купли-продажи, перечня товаров длительного пользования, на которые не
распространяется требование потребителя о безвозмездном предоставлении ему
товара, обладающего этими же основными потребительскими свойствами, на период
ремонта или замены такого товара, и перечня непродовольственных товаров
надлежащего качества, не подлежащих обмену, а также о внесении изменений в
некоторые акты Правительства Российской Федерации».
Сроки устранения нарушении прав
потребителей и гражданско-правовая ответственность за их несоблюдение
установлены Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей».
В конце 2023 года внесены дополнения в
статью 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, устанавливающие
административную ответственность за правонарушения в области рассмотрения
претензий.
Претензия составляется в двух экземплярах,
один из которых передается предпринимателю, а второй возвращается потребителю с
отметкой о приеме. В том случае, когда лично передать претензию не представляется
возможным, то она направляется предпринимателю заказным письмом с уведомлением
о вручении. Претензия, в соответствии со статьей 165.1 ГК РФ считается
доставленной даже в тех случаях, если она не была ему вручена или адресат не
ознакомился с ней. Таким образом бездействие предпринимателя не позволит ему
уклониться от установленных законом последствий.
Законодательство о защите прав потребителей
обязывает предпринимателя в случае поступления претензии потребителя направить
ему ответ в отношении заявленных требований.
В зависимости от изложенных требований, в
законодательстве установлены следующие сроки их рассмотрения:
- при устранении недостатков товара –
незамедлительно, то есть в минимальный срок, объективно необходимый для их
устранения, но не более сорока пяти дней;
- о замене товара ненадлежащего качества –
в течение семи дней со дня предъявления требования,
- при необходимости дополнительной проверки
качества – в течение двадцати дней;
- об уменьшении цены за товар, возмещении
расходов на исправление недостатков товара потребителем или третьим лицом,
возврате уплаченной денежной суммы, а также требование о возмещении убытков,
причиненных потребителю вследствие продажи товара ненадлежащего качества либо
предоставления ненадлежащей информации о товаре и возмещении убытков в связи с
отказом от исполнения договора – в течение 10 дней со дня предъявления
соответствующего требования.
Гражданско-правовая ответственность
наступает и влечет за просрочку выполнения требований потребителя
предприниматель уплачивает потребителю за каждый день просрочки неустойку
(пеню) в размере одного процента цены товара;
Административная ответственность, в
соответствии со статьей 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
наступает за необоснованный отказ в рассмотрении требований потребителя либо
уклонение от рассмотрения и влечет наложение административного штрафа:
на должностных лиц в размере от пятнадцати
тысяч до тридцати тысяч рублей;
на юридических лиц – от ста тысяч до
трехсот тысяч рублей.
Для получения консультации по вопросам
защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого
Консультационного Центра Роспотребнадзора
- 8 800
555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного
центра по защите прав потребителей (в рабочее время)
- 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17,
E-mail: zpp@fbuz03.ru ;
Консультационного
пункта по защите прав потребителей в
Бичурском (Мухоршибирском ) районе (в
рабочее время):
8 (30133) 41-6-24, Бичурский район с.
Бичура ул. Советская, 38. E-mail: bichura@fbuz03