Права потребителя при возврате, замене товара в аптеке
04.08.2023
В
настоящее время в аптеках продаются разнообразные товары. Однако, основной группой товаров в аптеке, конечно же, являются лекарственные
препараты, товары для профилактики и лечения заболеваний.
В соответствии с
Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463, утвердившим Перечень
непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену,
приобретенные гражданами лекарственные препараты надлежащего качества не
подлежат обмену (далее Перечень), а соответственно и возврату.
Также, согласно указанному Перечню обмену не подлежат товары надлежащего
качества, которые относятся к товарам для профилактики и лечения заболеваний в
домашних условиях (предметы санитарии и гигиены из металла, резины, текстиля и
других материалов, медицинские изделия, средства гигиены полости рта, линзы
очковые, предметы по уходу за детьми), к предметам личной гигиены (зубные щетки и другие аналогичные товары), к парфюмерно-косметическим товарам, к
изделиям и материалам, контактирующим с пищевыми продуктами, из полимерных
материалов.
Если товар оказался некачественным, то такой товар
подлежит замене или возврату.
Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав
потребителей» (далее - Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре
недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной
цены; потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; потребовать
незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; отказаться от
исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар
суммы. По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар
с недостатками.
При этом потребитель
вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие
продажи товара ненадлежащего качества.
Например, недостатком
лекарственных препаратов и медицинских изделий можно считать:
отсутствие обязательной информации о товаре, в том числе информации на
русском языке; истекший на момент продажи срок годности или оставшийся срок годности,
настолько мал, что не позволяет применить лекарство в соответствии с
назначенными рекомендациями врача; несовпадение серии и сроков годности на упаковке и препарате;
•
отсутствие
инструкции по применению препарата; несоответствие описания препарата в
инструкции фактическому цвету, запаху, форме, размеру, консистенции и иным показателям;
•
наличие в
упаковке брака — сколы, не герметичность, нечитаемая полиграфия.
Вернуть лекарство
возможно и в случае нарушения порядка отпуска лекарственных препаратов, т.е.
если потребителю продано рецептурное лекарство без рецепта. У рецептурных
препаратов могут быть серьезные побочные эффекты, которые могут ухудшить
течение заболевания покупателя.
При выявлении
недостатков в товаре необходимо обратиться к продавцу с одним из вышеперечисленных требованием. Необходимо к продавцу оформить письменную
претензию.
Претензия
составляется в 2-х экземплярах (один передается продавцу, другой остается у потребителя), на экземпляре потребителя продавец должен
поставить отметку о получении претензии. Обращаем внимание, что продавец в
понимании законодательства о защите прав потребителей — это хозяйствующий
субъект (ИГТ, ООО), а не продавец, стоящий за прилавком.
Продавец обязан принять
товар для проведения проверки качества товара, а в случае возникновения спора провести экспертизу товара.
В случае непринятия продавцом претензии, потребитель может направить ее на адрес продавца по почте заказным письмом с уведомлением (дата вручения —
начало исчисления срока исполнения требований).
В случае отказа
продавцом добровольно удовлетворить требования потребителя, он вправе
обратиться в суд за защитой своих прав, дополнительно предъявив требование о
компенсации морального вреда, штраф за несоблюдение в добровольном порядке
удовлетворения требований потребителя в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.
Подводя итог,
потребителям рекомендуют при покупке товара в аптеке наиболее внимательно
проверять его, не отходя от кассы: посмотреть наименование товара, его срок
годности, его дозировку, наличие инструкции, целостность упаковки, попросить
проверить приборы в его присутствии и уточнить интересующие вопросы.
За консультациями по вопросам
защиты прав потребителей можно обращаться в рабочее время по телефону:
- Консультационного пункта для потребителей в Бичурском
районе 8 (30133) 41-6-24, Бичурский район, с.Бичура, ул. Советская, 38, E-mail: fguzbichura@mail.ru