Об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых онлайн – услуг
12.04.2021
Специалисты Роспотребнадзора
совместно с экспертами проекта Минфина России и Всемирного Банка «Содействие
повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового
образования в Российской Федерации» разработали памятку для потребителей «Финансовая киберграмотность и борьба с
мошенничеством», в которой содержатся рекомендации, как снизить
онлайн-риски.
Пандемия коронавируса ускорила
переход потребления в онлайн, породив новые риски. Роспотребнадзор напоминает
об основных нарушениях, с которыми сталкиваются потребители финансовых
онлайн-услуг.
Кредитование:
- навязывание ненужного кредита/
займа при продаже товара или услуги;
- предоставление неполной
информации о кредите – часть сведений «спрятана» в дальних разделах договора;
- скрытые комиссии, спрятанные в
«тарифном плане»;
- займы, взятые посторонним на
ваше имя;
- «порча» кредитной истории:
финансовая организация «забывает» сообщить в бюро кредитных историй о закрытом
обязательстве;
- отказ в реструктуризации
кредита на заявленных условиях;
- недобросовестные кредитные
брокеры и псевдоброкеры, взимающие оплату без оказания услуг;
- псевдопомощники: обещают
«исправление» кредитной истории, поиск «законного» способа не платить долги, но
только выманивают деньги и усугубляют положение.
Страхование:
- включение в полисы условий,
снижающих вероятность получения страхового возмещения;
- блокирование заключения
договоров в электронном виде, если они невыгодны страховщику;
- невнесение агентом полиса в
базу компании и присвоение денег страхователя;
- продажа накопительного инвестиционного
страхования жизни под видом депозита;
- занижение суммы страховой
выплаты.
Инвестирование:
- предложение сложных продуктов
(структурные облигации, производные финансовые инструменты) без надлежащего
разъяснения их сути и рисков;
- сложно структурированные
тарифы, подталкивающие к избыточной торговой активности;
- некачественные консультации, в
т.ч. данные роботом-советником (робоэдвайзинг);
- «автоследование»
(автоматическое повторение сделок) за неумелым «инвестиционным гуру»;
- возможность кражи части денег
или ценных бумаг в случае недобросовестности брокера или управляющего.
Роспотребнадзор настоятельно
рекомендует потребителям, столкнувшимся с указанными нарушениями обратиться в
Единый консультационный центр по телефону 8-800-222-74-47, через портал (если
это Интернет – мошенничество, обратитесь в управление МВД России) или в
отделение полиции по месту жительства.