О Правилах бытового обслуживания населения
10.02.2021
Правила бытового обслуживания населения утверждены
постановлением Правительства Российской Федерации от 21 сентября 2020 г. № 1514
«Об утверждении правил бытового обслуживания населения» (далее – Правила),
действуют с 1 января 2021 года.
Правилами устанавливаются требования к доведению до
потребителя во всех случаях необходимого объема информации, на основании
которого должна быть обеспечена возможность осуществления правильного выбора
работ и услуг.
Исполнитель помимо информации, доведение которой
предусмотрено в соответствии со статьей 10 Закона Российской Федерации "О
защите прав потребителей", обязан довести до сведения потребителей
следующую информацию об оказываемых услугах (выполняемых работах):
- перечень оказываемых услуг (выполняемых работ),
форм и (или) условий их предоставления;
- указание на обозначение стандартов (при наличии),
в соответствии с которыми оказываются услуги (выполняются работы);
- сроки оказания услуг (выполнения работ);
- данные о конкретном лице, которое будет оказывать
услугу (выполнять работу), если эти данные имеют значение исходя из характера
услуги (работы);
- требования, которые должны обеспечивать
безопасность оказания услуги (выполняемой работы) для потребителя, а также
предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
- образцы договоров (квитанций, иных документов) об
оказании услуг (выполнении работ);
- образцы (модели) изготавливаемых изделий либо их
эскизы;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на
получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг
(выполнении работ) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации.
Информация должна находиться в удобном и доступном
для обозрения месте.
Также Правилами предусмотрены специальные требования
к условиям договоров, заключаемых с гражданами. Особо оговаривается, что
договор с потребителем должен содержать как цену, так и описание выполняемых
работ или оказываемых услуг, информацию о реквизитах исполнителя, сроки
выполнения заказа, должность и подпись лица, принявшего заказ.
Утвержденные Правила применяются ко всем видам
бытового подряда (ремонт и изготовление швейных, меховых, ювелирных изделий,
мебели, обуви, а также ремонт квартир, бытовой техники, мобильных телефонов,
компьютеров, планшетов и т.п.), а также к различного рода возмездным услугам
(если их оказание не урегулировано иными нормативными правовыми актами), таким
как услуги химчисток, парикмахерских, салонов красоты, бань, саун и т.п.).
В случае не размещения для ознакомления в удобном и
доступном месте необходимой информации (например, о цене услуг), невыдачи
экземпляра договора потребителю, включения в него ущемляющих права потребителей
условий (например, о не возврате предоплаты по договору в случае отмены
заказа), отказа продемонстрировать результаты ремонта бытовой техники и
аппаратуры при ее приемке - потребители могут оставить соответствующую запись в
книге отзывов и предложений, а также обратиться в Роспотребнадзор, который
уполномочен осуществлять контроль (надзор) за исполнением указанных Правил.