О нарушении прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники
01.02.2021
В
Роспотребнадзор продолжают поступать обращения граждан, в которых указывается
на нарушения их прав сервисными центрами и организациями, производящими ремонт
бытовой и компьютерной техники. В 2020 году количество таких обращений
увеличилось почти на 10% по сравнению с предыдущим годом, что связано с более
интенсивным использованием домашней техники и оборудования в период
самоизоляции и дистанционной работы.
В недобросовестных
ремонтных мастерских и сервисных центрах потребителям, как правило, обещают
сделать бесплатную диагностику и установить причину поломки. Договор не
заключается, документы о приеме товара не составляются в нарушение требований
законодательства. Очень часто уже через несколько дней работники мастерской или
сервисного центра сообщают по телефону, что товар отремонтировали и его можно
забирать. При этом называют стоимость ремонта, которая может доходить до 80% от
цены нового товара.
Естественно,
заказчик не рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут
уловки, связанные с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже
реализации в счет образовавшегося долга.
В настоящее
время помимо Закона «О защите прав потребителей» действуют также Правила
бытового обслуживания населения, утвержденные постановлением Правительства
Российской Федерации от 21.09.2020 N 1514 (далее- Правила).
Правилами (пункт
4) предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме
(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
· вид работы;
· цена работы;
· точное
наименование, описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из
материалов исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметку об
оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена;
Один экземпляр
договора о выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только Договор о
выполнении работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя
(например, диагностика неисправной техники), может оформляться также путем
выдачи кассового чека, билета и др.
Помимо этого,
статья 35 Закона «О защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель
отвечает за сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика
оборудования или устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают
под правовое регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях
сопровождаться заключением договора в письменной форме. Если договор не
содержит точного наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем,
вид выполняемой работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с
потребителя какой-либо оплаты за произведенные работы и должен вернуть
потребителю вещь, поскольку не имеет законных оснований для ее удержания.
При поиске
сервисного центра или ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи
Роспотребнадзор рекомендует придерживаться следующих правил.
1.
Недобросовестные исполнители не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы
найдете много негативных отзывов о компаниях, которые часто нарушают права
потребителей.
2.
Клиентоориентированность начинается с вывески. Компания, которая не хочет
привлекать лишнее внимание не будет указывать на вывеске юридически значимую
информацию о себе. Кроме того, посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в
ремонт следующая информация:
· перечень
оказываемых выполняемых работ, форм и (или) условий их предоставления;
· указание на
обозначение стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются
работы;
· сроки
выполнения работ;
· данные о
конкретном лице, которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение
исходя из характера работы;
· требования,
которые должны обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а
также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
· образцы
договоров (квитанций, иных документов) о выполнении работ;
· образцы
(модели) изготавливаемых изделий либо их эскизы;
· перечень
категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень
льгот, предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными
законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эта информация
должна находиться в удобном и доступном для обозрения месте.
3. Помните, что
потребитель обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу
после ее принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при
заключении договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного
центра остается Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он
не будет настаивать на большой предоплате.
4.
Поинтересуйтесь, есть ли у исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса
обязательно должна сопровождаться выдачей кассового чека в бумажной или
электронной форме. Кроме того, сформированные с использованием онлайн-касс чеки
с QR-кодом, полученные при оплате работ, хранятся в информационном «облаке»
налоговой службы. В настоящее время чек можно получить на электронный адрес или
на номер мобильного телефона. Кроме того, потребитель может проверить
достоверность выданного ему чека при помощи мобильного приложения «Проверка чека ФНС
России» и сообщить о нарушении. Расчеты на банковскую карту мастера недопустимы.
Кроме того, документ по такой операции никак не связан с личностью исполнителя,
указанного в договоре, поэтому Вы не сможете доказать факт предоплаты, если
потребуется.
5. Ни при каких
условиях не соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и
подписать акт приемки неисправной вещи.
6. При
ознакомлении с договором, обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот
полный перечень условий, которые должны быть зафиксированы в договоре:
· фирменное
наименование (наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя
(для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии),
сведения о государственной регистрации), идентификационный номер
налогоплательщика;
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование,
описание и цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов
исполнителя или из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка об
оплате потребителем полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена;
· даты приема и
исполнения заказа;
· гарантийные
сроки на результаты работы, если они установлены федеральными законами, иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении
работ либо предусмотрены обычаем делового оборота;
· другие
необходимые данные, связанные со спецификой выполняемых работ;
· должность
лица, принявшего заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего
заказ.
7. Обязательно
прочитайте договор (его образец, который должен быть в «уголке потребителя»).
Вас должны насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем
порядке изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или
его формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка
в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены
в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с
договором.
8. При выдаче
отремонтированной бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов
исполнитель обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17
Правил).
9. При
обнаружении отступлений от договора, ухудшающих результат работы, или иных
недостатков в работе потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные
недостатки должны быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем
приемку. Требуйте составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10. После
окончания работ требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или
проставления соответствующей отметки в договоре.
ФФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе» (Бичурский район)
РБ Бичурский район с. Бичура ул.
Советская, 38, телефон: 8(30133)41-6-24
E-mail: fguzbichura@mail.ru