О покупке лекарственных средств онлайн
08.06.2020
Консультационный центр для потребителей
напоминает, что в период борьбы с коронавирусом произошли существенные
изменения, касающиеся покупки лекарственных средств онлайн (ранее продажа лекарственных
средств дистанционным способом была запрещена).
Поправки к Закону от 12 апреля 2010 года № 61-ФЗ
"Об обращении лекарственных средств"
устанавливают возможность дистанционной
продажи безрецептурных лекарств и, таким образом, направлены разрешение
деятельности интернет-аптек с минимальными ограничениями.
При этом нельзя
продавать через интернет наркотические и психотропныепрепараты, а также
спиртосодержащие препараты с объемной долей этанола свыше 25% (например,
зеленку, настойки валерианы, прополиса или эхинацеи, корвалол, валокордин,
спиртовой раствор салициловой кислоты и подобные).
Согласно поправкам,
торговать лекарственными препаратами для медицинского применения в розницу
могут аптечные организации, имеющие
лицензию на фармацевтическую деятельность и соответствующее разрешение Росздравнадзора.
Рецептурные препараты
являются исключением, однако в условиях
чрезвычайной ситуации и при возникновении угрозы распространения заболевания,
представляющего опасность для окружающих, правительство вправе установить
временный порядок дистанционной торговли некоторыми из них, что позволит продавать дистанционно и часть
рецептурных лекарств.
Что
делать, если лекарственный препарат в аптеке оказался некачественным? Можно ли
его вернуть в аптеку? Как вернуть деньги за препарат?
Аптечная организация
обязана по запросу потребителя предоставить копию декларации о соответствии или
сертификата соответствия.
Лекарственные препараты
могут быть возвращены потребителем в аптеку только в том случае, если они
ненадлежащего качества или их продажа сопровождалась распространением
ненадлежащей информации (недостоверная реклама или ошибка в описании товара на
сайте продавца).
Некачественным является
препарат, который не соответствует показателям качества, установленным
нормативной документацией. В большинстве случаев потребитель не может
самостоятельно определить является ли лекарственное средство некачественным или
нет. Исследования на соответствие требованиям нормативной документации
осуществляются экспертными организациями, аккредитованными в области контроля
качества лекарственных средств. Подробнее см. информацию на сайте Росздравнадзора
(контроль качества лекарственных
средств и мониторинг эффективности и безопасности лекарственных средств).
Также рекомендуем ознакомиться
с памятками: «Я приобрел препарат, мне кажется (я
уверен), что это подделка. Где можно провести экспертизу препарата? (Как
проверить подлинность)?» и ВНИМАНИЮ ПОТРЕБИТЕЛЯ: Возврат, обмен,
замена товара в аптеке.
Кроме того, традиционно
обращаем внимание, что биологически активные добавки к пище (БАД), являясь
дополнительными источниками биологически активных веществ, в том числе
аминокислот, пищевых волокон, витаминов и минеральных веществ, способствуют
ликвидации дефицита макро- и микронутриентов, оптимизации пищевого рациона, но не могут использоваться для лечения
каких-либо заболеваний, так как не являются лекарственными средствами.
Подробнее см. памятку «Что нужно знать о биологически
активных добавках к пище».
Сведения о БАД можно проверить в сети «Интернет» по адресам: http://www.eurasiancommission.org/и http://fp.crc.ru (российская часть).