Существенные изменения в части оценки рисков бизнеса, связанных с несвоевременной и неполной уплатой налогов в 2016 году
24.02.2016
Даже
поверхностный анализ итогов 2015 года заставляет сделать вывод, что предпринимательское
сообщество Бурятии в полной мере почувствовало на себе все основные неблагоприятные
экономические тенденции ушедшего года. Деятельность налоговых органов также
невозможно рассматривать в отрыве от общего состояния страны и республики.
Ясно,
что и новый год предъявит и к бизнесу, и к фискальным органам повышенные требования.
В
условиях кризиса предпринимателям и руководителям организаций необходимо более
взвешено подходить к оценке собственных налоговых обязательств, схемам
организации бизнеса и бизнес-процессов и связанных с ними налоговых рисков. Им
также надо помнить, что методы и формы работы Федеральной налоговой службы постоянно
совершенствуются.
Иллюстративна
здесь ситуация с налогом на добавленную стоимость (НДС) – ранее одного из самых
используемых в схемах незаконной налоговой оптимизации.
Те
программные и технологические средства и нормативно-правовая база, которыми
сейчас располагает налоговая служба, позволяют обрабатывать огромные массивы
данных, и как следствие, в автоматизированном режиме уделять пристальное внимание
всем цепочкам хозяйственных операций, в налогообложении которых присутствует
НДС. Это позволяет исключить львиную долю тех злоупотреблений, что до сих пор
были при уплате НДС. Впервые недобросовестные плательщики НДС ощутили это уже в
прошлом году, о чем свидетельствует снижение сумм возмещения НДС на 543 млн.
руб. по сравнению с 2014 годом. К сожалению, на данном этапе это бьёт и по
честным плательщикам, имевшим неосторожность вступить в хозяйственные отношения
с недобросовестными плательщиками, поскольку в таком случае их также
затрагивают контрольные мероприятия налоговой службы.
Ясно,
что этот тренд в деятельности ФНС России получит свое развитие в 2016 году, и
предпринимателям надо быть готовыми к этому.
По-прежнему
повышенное внимание налоговая служба будет уделять налогоплательщикам,
хозяйственная деятельность которых ведется с существенными рисками незаконной
налоговой оптимизации (использование фирм-однодневок, схем дробления бизнеса).
Верховным
Арбитражным судом принята позиция налоговых органов в данном вопросе, и
предприниматели обязаны учесть это обстоятельство при осуществлении своей деятельности.
Также
необходимо отметить, что повышение качества взаимодействия государственных
органов позволит уделить пристальное внимание к тем видам хозяйственной деятельности
граждан, которые до сих пор выпадали из-под налогообложения.
Наиболее
популярной среди самозанятых граждан является сфера услуг, как не требующая
существенных вложений на старте бизнеса. Мы все являемся свидетелями, насколько
распространены в республике услуги фотосъёмки, организации и ведения торжеств,
репетиторство, сдача внаем помещений. А между тем за прошлый год на них было
выдано немногим более 100 патентов, что невольно понуждает администрации,
озабоченные исполнением социальных обязательств, заняться этим вопросом.
На
это же направлены и изменения в Налоговом кодексе, связанные с требованием
ежеквартальной отчётности налоговых агентов по налогу на доходы физических лиц.
Теперь налоговым органам не придётся ждать итогов года, чтобы выйти на налоговую
проверку и подтвердить причитающуюся бюджету сумму – возможность проведения
мероприятий принудительного взыскания, а при наличии уголовного деяния и
соответствующее расследование, будут проводиться почти сразу.
В
свою очередь налоговые органы обязаны сделать все, чтобы предпринимательское
сообщество не чувствовало себя несправедливо ущемленным в своих правах.
Предупрежден,
значит, защищен. Поэтому налоговая служба будет проводить масштабную
профилактическую работу через средства массовой информации, через комиссии по
легализации налоговой базы. Особое внимание в наступившем году будет уделено взаимодействию
с некоммерческими предпринимательскими сообществами: с Торгово-Промышленной
Палатой, с Союзом промышленников и предпринимателей и другими, а также с
уполномоченным по правам предпринимателей.
Повышение
собственно качества контрольной работы сейчас идет интенсивным путем – не за
счет увеличения количества и времени налоговых проверок, а за счет повышения
качества аналитической работы, что стало возможно также за счет новых
информационных технологий. Теперь цепочка контрольных мероприятий выглядит следующим
образом:
-
углубленный анализ внутренних и внешних источников (данные регистрационных органов,
таможни, органов внутренних дел, лесного агентства, лицензирующих органов,
банков, Росфинмониторинга и др.) для выявления тех, чья деятельность имеет
признаки ухода от налогообложения;
-
приглашение на комиссию по легализации налоговой базы для уточнения обязательств
по уплате налогов;
-
установление диалога, призванного снять возникшие у налоговой службы вопросы.
И
только после этих мероприятий будет принято решение о проведении выездной
проверки, т.е. налоговая инспекция придет к предпринимателю с проверкой тогда и
только тогда, когда по ряду признаков налогоплательщик не исполняет свои обязательства
и не желает вступать в конструктивный диалог.
Надо
отдавать отчёт в том, что если это произойдёт, уйти от ответственности, как это
было даже 5 лет назад: через схемы перехода в другой регион, увод имущества
из-под взыскания, процедуры банкротства – не получится. Существенно изменившиеся
нормативно-правовая база и позиции судов, действующие одинаково на всей
территории страны, позволяют государству в полной мере реализовать право взыскивать
долги через выгодоприобретателей и собственников бизнеса.
Сегодня
необходимо, чтобы каждый понимал, что качественная работа налоговых органов –
это требование экономической безопасности государства. Налоговые органы,
безусловно, будут работать в соответствии с этой установкой, и предпринимательское
сообщество должно быть к этому готово.
Пресс-служба УФНС России по
Республике Бурятия