Напоминаем потребителям об особенностях оформления онлайн - займа
23.05.2024
Напоминаем потребителям об особенностях
оформления онлайн - займа
Российское законодательство запрещает навязывать приобретение
одних товаров, работ или услуг при приобретении других, а также дает заемщику
право отказаться от дополнительной платной услуги, не потеряв при этом
возможность получить кредит и заем. Согласно ст. 32 Закона Российской Федерации
от 07.02.1992г. № 2300-I «О защите прав потребителей» (далее –
Закон) потребитель может в любое время отказаться и от уже купленной дополнительной
услуги – при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов.
Любые условия договора, нарушающие установленные законом права потребителя,
признаются недействительными.
Согласно ст. 7 Федерального закона от 21.12.2013г. № 353-ФЗ «О
потребительском кредите (займе)» договор займа, оформленный онлайн, будет иметь
признаки легитимности в том случае, если заемщик в заявлении о предоставлении
потребительского кредита (займа) указал стоимость предлагаемой за отдельную
плату дополнительной услуги кредитора и обеспечил возможность заемщику
согласиться или отказаться от оказания ему за отдельную плату такой
дополнительной услуги.
При оформлении онлайн займов используется аналог
собственноручной подписи в виде электронной подписи либо цифровых кодов
(ссылок), которые поступают потребителю на мобильный телефон. Электронная
подпись является единственным законодательно закрепленным аналогом
собственноручной подписи человека. В соответствии с п. 1 ст. 2 Федерального
закона Российской Федерации от 06.04.2011 № 63-ФЗ «Об электронной подписи»
электронная подпись – это информация в электронной форме, которая используется
для определения лица, подписывающего информацию.
Нередко потребители в момент подачи заявления на получение займа
не обращают внимание на значение каждого из таких присланных кодов (ссылок) на
сотовый телефон и выражают свое согласие со всеми условиями. Для того, чтобы избежать
негативные последствия при оформлении онлайн займа необходимо обратить внимание
на следующее:
1) проверьте наличие правил и условий предоставления займов на
сайте микрофинансовой организации;
2) изучите все условия предоставления займа, условия возврата
займа, штрафные санкции;
3) проанализируйте наличие дополнительных услуг в заявлении о
предоставлении займа (улучшение кредитной истории, смс-информирование, рейтинг
финансового здоровья, страхование, юридические, консультационные и т.п.).
Откажитесь от ненужных дополнительных услуг, не связанных напрямую с
оформлением договора займа;
4) если вам не предоставили ваш экземпляр договора в личном
кабинете в сети «Интернет» на электронную почту, откажитесь от совершения такой
сделки;
5) помните, что если договор подписан потребителем, то
действующим законодательством это расценивается как согласие с предложенными
условиями и признать такой договор недействительным, заключенным под влиянием
заблуждения или обмана в последующем крайне затруднительно и возможно только в
рамках судебного разбирательства.
В случае возникновения спорной ситуации по договору займа
потребителю необходимо:
- письменно обратиться в адрес микрофинансовой компании;
- в случае отказа в удовлетворении требований следует направить
обращение финансовому уполномоченному;
- при несогласии с вступившим в силу решением финансового
уполномоченного обратиться в суд (в течение тридцати дней после дня вступления
в силу указанного решения).