Муниципальный земельный контроль Основные правонарушения в земельном законодательстве
27.05.2022
Согласно Конституции
Российской Федерации земля и другие природные ресурсы используются и охраняются
в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на
соответствующей территории. Создание благоприятной среды жизнедеятельности
жителям муниципальных образований составляет основу деятельности функциональных
и территориальных органов местного самоуправления. Эти конституционные принципы
являются приоритетной основой в организации муниципального земельного контроля.
Объектами земельных
отношений являются:
- земля как природный
объект и природный ресурс;
- земельные участки;
- части земельных
участков.
В свою очередь, земельный
участок как объект права собственности и иных предусмотренных Земельным
кодексом Российской Федерации прав на землю является недвижимой вещью, которая
представляет собой часть земной поверхности и имеет характеристики, позволяющие
определить ее в качестве индивидуально определенной вещи.
Предметом муниципального
земельного контроля является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными
предпринимателями, гражданами обязательных требований земельного
законодательства в отношении объектов земельных отношений, за нарушение которых
законодательством предусмотрена административная ответственность.
В данной статье поговорим
об основных правонарушениях в области земельных отношений.
Согласно статье 74 Земельного кодекса Российской Федерации лица, виновные в совершении земельных
правонарушений, несут административную или уголовную ответственность в порядке,
установленном законодательством.
Привлечение лица, виновного в совершении земельных правонарушений, к
уголовной или административной ответственности не освобождает его от обязанности
устранить допущенные земельные правонарушения и возместить причиненный ими
вред.
1.
Первый
и часто встречающийся вид правонарушения – это самовольное занятие земельного
участка.
Под самовольным занятием
земельного участка понимается пользование им при отсутствии оформленного в
установленном порядке права собственности, владения, пользования или аренды
земли, в том числе:
- до принятия
соответствующим органом исполнительной власти решения о предоставлении, продаже
(передаче) земельного участка в собственность, о переоформлении права на землю,
выделе земельного участка;
- до заключения договора
купли-продажи или оформления в установленном порядке других документов,
подтверждающих переход права собственности на землю;
- до получения
регистрации в установленном порядке документов, удостоверяющих право
собственности, владения, пользования или аренды земли;
- до установления границ
участка на местности, если иное не предусмотрено федеральным законодательством
или нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации и местного
самоуправления.
Любой земельный участок
имеет своего собственника, которым может выступать гражданское или юридическое
лицо, муниципальное образование, субъект Российской Федерации или государство.
Распространенными
случаями самовольного занятия земельных участков являются действия собственника
или арендатора, которые направлены на расширение пределов своего участка путем
необоснованного, самоуправного вынесения ограждения собственного участка за его
законные границы и размещения различных строений; использование земельного
участка большей площади, нежели указана в правоустанавливающих документах на
землю; устройство незаконных автопарковок (автостоянок) на землях общего
пользования или земельных участках, принадлежащих собственникам помещений в
многоквартирном доме на праве общедолевой собственности; размещение гаражей,
киосков, ларьков (нестационарных объектов), установка ограждений в виде столбов
с тросами, постоянное или временное складирование при осуществлении
строительства и т.п.
За данное правонарушение предусмотрена
административная ответственность согласно статье 7.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях
2.
Второй вид правонарушения – это использование земельных участков не по целевому
назначению, невыполнение обязанностей по приведению земель в состояние,
пригодное для использования по целевому назначению
Многие правообладатели
земельных участков предполагают, что могут распоряжаться принадлежащей землёй
по собственному усмотрению. Однако здесь установлен как регламент пользования,
так и ответственность за незаконное использование земельного участка.
Земельным
кодексом Российской Федерации земли делятся по категориям и видам разрешенного
использования (подпункт 8 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской
Федерации). Такое разделение лежит в основе земельного законодательства и
позволяет регулировать правовой режим использования земельного фонда Российской
Федерации.
Законом установлено правило (статья 42 Земельного
кодекса Российской Федерации),
согласно которому все владельцы земельных участков должны использовать их в
соответствии с целевым назначением и при этом не нанося вред окружающей среде.
Фактическое использование земельного участка должно соответствовать
разрешенному, то есть тому виду использования, сведения о котором содержатся в
Едином государственном реестре недвижимости.
Примером
нецелевого использования земельного участка может быть ситуация, когда
земельный участок имеет вид разрешенного использования «для ведения личного
подсобного хозяйства», но на земельном участке собственник открыл магазин – это
нарушение.
За
данное правонарушение предусмотрена административная ответственность согласно
статье 8.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
3.
Третий вид правонарушения – это
охрана земель собственниками земельных участков, землепользователями,
землевладельцами и арендаторами земельных участков
Согласно пункту 2 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации в
целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи,
землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия
по:
1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения;
2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления,
заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и
микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого
негативного воздействия;
3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и
кустарниками, сорными растениями, сохранению мелиоративных защитных лесных
насаждений, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Согласно
ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков
и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать
земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не
должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному
объекту;
сохранять
межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных
участках в соответствии с законодательством;
осуществлять
мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных
ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно
приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения
земельных участков предусмотрены договорами;
соблюдать
при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов,
строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных
правил, нормативов;
не
допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв
и иное негативное воздействие на земли и почвы;
В
соответствии со ст. 8 Федерального закона от 16.07.1998 N 101-ФЗ «О
государственном регулировании обеспечения плодородия земель
сельскохозяйственного назначения» Собственники, владельцы, пользователи, в том
числе арендаторы, земельных участков обязаны:
-
осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами,
обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного
назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное
воздействие такой деятельности на окружающую среду;
-
соблюдать стандарты, нормы, нормативы, правила и регламенты проведения
агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и
противоэрозионных мероприятий;
-
представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной
власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов;
-
содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и
эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного
назначения;
-
информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации
земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных
участках, находящихся в их владении или пользовании;
Примером
нарушения охраны земельного участка может быть ситуация, когда земельный
участок имеет вид разрешенного использования «сельскохозяйственное использование»,
но на земельном участке собственник допустил зарастание кустарниковой
растительностью (кусты, деревья, нескошенная трава).
За
данное правонарушение предусмотрена административная ответственность согласно
статье 8.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
Уважаемые граждане, индивидуальные предприниматели, юридические
лица, при возникновении вопросов связанных с организацией и осуществлением
муниципального земельного контроля на территории Мухоршибирского района, Вы
можете обратиться в МУ «Комитет по управлению имуществом и муниципальным
хозяйством муниципального образования «Мухоршибирский район»:
- лично по адресу: 671340,
Республика Бурятия, Мухоршибирский район, с. Мухоршибирь, ул. 30 лет Победы,
7, с 09.00 до 16.00, обед с 12.00 до 13.00, с понедельника –
четверг (пятница неприёмный день)
- задать вопрос по телефону: 83014321534, либо по
адресу электронной почты: komzem_14@mail.ru.