Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан (утверждены Президентом РФ 28 апреля 2011 г. Пр-1168)
24.08.2015
I. Общие положения
1. Развитие правового государства,
формирование гражданского общества и укрепление национального согласия в России
требуют высокой правовой культуры, без которой не могут быть в полной мере
реализованы такие базовые ценности и принципы жизни общества, как верховенство
закона, приоритет человека, его неотчуждаемых прав и свобод, обеспечение
надёжной защищённости публичных интересов.
2. Настоящими Основами определяются
принципы, цели, основные направления и содержание государственной политики
Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан
(далее - государственная политика).
3. Настоящие Основы направлены на
формирование высокого уровня правовой культуры населения, традиции безусловного
уважения к закону, правопорядку и суду, добропорядочности и добросовестности
как преобладающей модели социального поведения, а также на преодоление
правового нигилизма в обществе, который препятствует развитию России как
современного цивилизованного государства.
4. Государственная политика
осуществляется в отношении многонационального народа Российской Федерации,
отдельных социальных групп и каждого её гражданина. Особое внимание уделяется
формированию правосознания и правовой грамотности подрастающего поколения.
5. Федеральные и региональные
государственные органы, органы местного самоуправления, профессиональные
юридические сообщества и общественные объединения юристов, а также другие
организации во взаимодействии между собой участвуют в реализации
государственной политики.
6. Государственная политика
осуществляется в тесном взаимодействии со структурами гражданского общества.
Государство поддерживает в форме социального партнёрства деятельность
негосударственных организаций, которая способствует достижению целей
государственной политики.
7. Государство создаёт условия,
обеспечивающие развитие правовой грамотности и правосознания граждан, их
осведомлённость о характере, способах и пределах осуществления и защиты их
прав, охраняемых законом интересов в административном и судебном порядке, а
также доступ граждан к квалифицированной юридической помощи. Важнейшей задачей
государства является также пропаганда и разъяснение необходимости соблюдения
гражданами своих обязанностей, правил общежития, уважения прав и законных
интересов других лиц независимо от расы, национальности, языка, отношения к
религии, убеждений и других обстоятельств.
8. Государственная политика
ориентируется на исторически сложившиеся нормы морали и общепризнанные
нравственные ценности многонационального народа России, направленные на
обеспечение правомерного и добропорядочного поведения граждан. Формирование
позитивного правового сознания обеспечивается в том числе путём принятия
системных мер по противодействию любым формам национального и религиозного
экстремизма либо поведения, посягающего на общественную нравственность и
правопорядок, гражданский мир и национальное согласие.
9. Государственная политика
проводится одновременно с комплексом мер по совершенствованию законодательства
Российской Федерации и практики его применения, по повышению эффективности
государственного и муниципального управления, правоохранительной деятельности,
по пресечению коррупции и подмены в бюрократических интересах демократических
общественных целей и задач.
II. Основные факторы, влияющие на
состояние правовой грамотности и правосознания граждан
10. В условиях правового
государства возрастает роль закона в системе социальных регуляторов, происходит
усиление правовых начал в поведении людей, в жизни общества и государства.
Недостаточный уровень правовой культуры и правосознания, правовой нигилизм
граждан России являются серьёзной проблемой обеспечения реализации принципов
верховенства права.
11. Условиями, способствующими
распространению правового нигилизма, являются несовершенство законодательства
Российской Федерации и практики его применения, избирательность в применении
норм права, недостаточность институциональных механизмов, гарантирующих
безусловное исполнение требований закона, неотвратимость, соразмерность и
справедливость санкций за их нарушение. Правовой нигилизм девальвирует
подлинные духовно-нравственные ценности, служит почвой для многих негативных
социальных явлений (пьянство, наркомания, порнография, проституция, семейное
насилие, бытовая преступность, пренебрежение правами и охраняемыми законом
интересами окружающих, посягательство на чужую собственность, самоуправство,
самосуд).
12. На формирование правовой
культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние
следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный
климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания
и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе
закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование
доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность
и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином
виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность
оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению;
доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и
эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения;
строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и
профессиональной этики;
5) понятность, доступность и
эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и
общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве
принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права
интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный
контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его
оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации
и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ
проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и
законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по
выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение
неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в
жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных
требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими
услуги населению;
9) доступность для граждан
квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и
нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной
деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих
профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного
и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной
продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно
продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в
качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения
произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к
закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и
пропагандирующих криминальное поведение.
III. Принципы государственной
политики
13. Государственная политика
формируется и реализуется на основе соблюдения следующих принципов:
1) законность;
2) демократизм;
3) гуманизм;
4) взаимосвязь с патриотическим,
трудовым, экологическим и другими видами воспитания на общей нравственной
основе;
5) обеспечение взаимодействия
государства с институтами гражданского общества и конфессиями;
6) соответствие закономерностям
развития правового государства и гражданского общества;
7) возможность финансового
обеспечения реализации задач государственной политики за счёт средств бюджетов
всех уровней бюджетной системы Российской Федерации в сочетании с финансовой
поддержкой на основе государственно-частного партнёрства.
IV. Цели и основные направления
государственной политики
14. Целями государственной политики
являются:
1) формирование в обществе
устойчивого уважения к закону и преодоление правового нигилизма;
2) повышение уровня правовой
культуры граждан, включая уровень осведомлённости и юридической грамотности;
3) создание системы стимулов к
законопослушанию как основной модели социального поведения;
4) внедрение в общественное
сознание идеи добросовестного исполнения обязанностей и соблюдения правовых
норм.
15. Государственная политика
осуществляется по следующим основным направлениям:
1) правовое просвещение и правовое
информирование граждан;
2) развитие правового образования и
воспитания подрастающего поколения в образовательных учреждениях различного
уровня посредством внедрения в образовательный процесс учебных курсов,
программ, учебно-методических материалов, обеспечивающих получение знаний в
области права;
3) совершенствование системы
юридического образования и подготовки квалифицированных юристов и
педагогических кадров в области права;
4) преобразования в сферах
культуры, массовой информации, рекламной и издательской деятельности,
направленные на формирование высокого уровня правовой культуры и правосознания
граждан;
5) совершенствование деятельности
государственных и муниципальных органов, правоохранительных органов,
направленной на обеспечение законности и правопорядка и повышение правосознания
служащих государственных и муниципальных органов;
6) совершенствование деятельности в
области оказания квалифицированной юридической помощи, в том числе создание
эффективной системы бесплатной юридической помощи.
ГАРАНТ:
О бесплатной юридической помощи в
РФ см. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ
V. Меры государственной политики в
области совершенствования законодательства Российской Федерации и
правоприменения
16. Мерами государственной политики
в области совершенствования законодательства Российской Федерации и
правоприменения являются:
1) совершенствование правового
механизма реализации гражданами прав, свобод и исполнения ими обязанностей, а
также эффективной защиты прав и законных интересов граждан;
2) создание нормативно-правовой
базы, необходимой для реализации основных направлений государственной политики;
совершенствование процесса нормотворчества, повышение качества нормативных
правовых актов;
3) организация системного
мониторинга законодательства Российской Федерации и правоприменения в целях
выявления недостатков, пробелов и противоречий в законодательстве;
4) обеспечение доступности правовой
информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан,
включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного
функционирования соответствующих информационно-справочных систем;
5) обеспечение доступности всем
слоям населения юридических услуг, в том числе оказываемых адвокатами и
нотариусами;
6) поэтапное введение практики
оказания адвокатами и нотариусами юридической помощи и содействия гражданам при
получении ими государственных и муниципальных услуг, а также их участие в
правовом просвещении граждан и развитии правосознания населения;
7) развитие негосударственных форм
правового просвещения и оказания юридической помощи населению, государственная
поддержка этого процесса.
VI. Меры государственной политики
по повышению правовой культуры лиц, замещающих государственные и муниципальные
должности, государственных и муниципальных служащих, сотрудников
правоохранительных органов
17. Мерами государственной политики
по обеспечению необходимого уровня юридических знаний, повышению правовой
культуры и вовлечению в правовое просвещение населения лиц, замещающих
государственные и муниципальные должности, государственных и муниципальных
служащих, сотрудников правоохранительных органов являются:
1) содействие приобретению и
совершенствованию знаний в области права в рамках получения второго высшего
профессионального образования, обучения по программам профессиональной
переподготовки и повышения квалификации лиц, замещающих государственные и
муниципальные должности;
2) совершенствование систем
подготовки и переподготовки государственных и муниципальных служащих,
сотрудников правоохранительных органов, повышение их квалификации и
дополнительное обучение, направленное на совершенствование правовой культуры;
3) устранение факторов,
способствующих проявлению безответственности и правового нигилизма в
деятельности государственных и муниципальных служащих, совершенствование систем
профилактики нарушений закона и служебной этики в правоохранительной
деятельности; внедрение комплекса мер морального и материального поощрения
образцового исполнения служебного долга;
4) совершенствование исполнения
судебных решений, повышение прозрачности исполнительных производств, внедрение
практики электронных торгов по реализации арестованного имущества и оптимизация
системы его оценки, обеспечение законности и прозрачности деятельности частных
лиц и организаций, содействующих кредиторам в исполнении судебных взысканий;
5) разработка и реализация программ
участия государственных и муниципальных служащих, замещающих должности,
связанные с применением знаний в области юриспруденции, в лекционной и
консультационной работе по пропаганде правовых знаний и законопослушания в
сферах деятельности соответствующих государственных и муниципальных органов;
апробация новых форм участия сотрудников правоохранительных органов в
пропаганде правовых знаний и законопослушания, профилактике правонарушений и
преступности на основе распространения положительного опыта работы
правоохранительных органов в этой сфере;
6) разработка и совершенствование
способов информирования населения о деятельности государственных и
муниципальных органов, о видах и формах оказания населению юридических услуг;
проведение устных и письменных юридических консультаций для граждан по
вопросам, входящим в компетенцию указанных органов; обеспечение доступности для
граждан информации о деятельности правоохранительных органов, в том числе путём
размещения этой информации на официальных интернет-сайтах;
7) расширение взаимодействия
правоохранительных органов с общественностью, со средствами массовой
информации, организациями эфирного и кабельного вещания, представителями
творческих профессий в целях демонстрации позитивных примеров осуществления правоохранительной
деятельности и депопуляризации криминальной культуры и противозаконных форм
социального поведения.
VII. Меры государственной политики
в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического
образования и подготовки юридических кадров
18. Мерами государственной политики
в области образования и воспитания подрастающего поколения, юридического
образования и подготовки юридических кадров являются:
1) включение в примерную основную
общеобразовательную программу дошкольного образования, примерную основную
образовательную программу начального общего образования задач приобщения детей
к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и
взрослыми (внимательность к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе,
оказание помощи тем, кто в ней нуждается, уважение к окружающим), а также
развитие ценностно-смысловой сферы личности;
2) развитие практики обучения
основам права в образовательных учреждениях различного типа и вида, поддержка
различных вариантов региональных моделей правового образования, разработка
учебных курсов, включающих правовую тематику, соответствующих образовательных
программ, учебных и методических пособий;
3) применение специальных программ
правового образования и воспитания детей, находящихся в трудной жизненной
ситуации, трудных подростков и несовершеннолетних правонарушителей;
4) распространение программ
дополнительного правового образования для взрослых;
5) повышение уровня юридической
грамотности педагогов; подготовка преподавателей учебного предмета
"Право", а также совершенствование профессиональной и методической
подготовки преподавателей правовых дисциплин; проведение
научно-исследовательских и опытно-экспериментальных работ в целях
научно-методического обеспечения правового образования;
6) совершенствование уровня
подготовки профессиональных кадров юридического профиля для замещения ими
соответствующих должностей;
7) формирование прогноза
потребностей экономики на федеральном и региональном уровне в специалистах с
высшим юридическим образованием, включая разработку перечня направлений
(специализаций) юридической подготовки, ориентированных на области практической
деятельности юриста;
8) распространение положительного
опыта образовательных учреждений высшего профессионального образования,
осуществляющих подготовку юридических кадров, по созданию и функционированию
юридических клиник как формы оказания учащимися бесплатной квалифицированной
юридической помощи населению.
VIII. Меры государственной политики
в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания,
рекламной и издательской деятельности
19. Мерами государственной политики
в сферах культуры, массовой информации, эфирного и кабельного вещания,
рекламной и издательской деятельности являются:
1) распространение в электронных и
печатных средствах массовой информации, в эфирном и кабельном вещании теле- и
радиоканалов, созданных с государственным участием, в сегменте социальной
рекламы, в сети Интернет информационной продукции, содержащей правовую
информацию, а также способствующей развитию правовой грамотности и
правосознания граждан и пропагандирующей законопослушание, добросовестность в
осуществлении прав и выполнении обязанностей, уважительное и бережное отношение
к правам и охраняемым законом интересам, в том числе в формате постоянных
рубрик и тематических передач, специализированных периодических и разовых
изданий;
2) создание и распространение
творческих проектов, доступных для непрофессионального восприятия,
информационных материалов, предоставляющих базовые юридические знания и
формирующих правовую культуру и правосознание граждан, а также разработка и
реализация системы мер государственного стимулирования таких проектов и
материалов;
3) введение механизма публичной
оценки и рекомендаций в случае предполагаемого распространения произведений и
информационных материалов, рекламной продукции, открыто пропагандирующих
межнациональную и религиозную рознь, грубое нарушение норм общественной морали,
неуважение к закону и суду;
4) постоянное пополнение за счёт
целевого финансирования в общедоступных библиотечных фондах популярной
юридической литературы.
IX. Меры государственной политики
по поддержке институтов гражданского общества
20. Мерами государственной политики
по поддержке институтов гражданского общества являются выделение грантов и
использование государством иных мер материального содействия, а также
нематериального поощрения негосударственных организаций, создающих и
развивающих негосударственные формы правового просвещения и повышения правовой
грамотности и правосознания граждан, информирования и юридической помощи за
счёт собственных средств на условиях социального партнёрства, а также
содействующих реализации государственной политики в вопросах повышения правовой
культуры и формирования правосознания граждан.
X. Меры государственной политики
организационного и методического характера
21. Мерами государственной политики
организационного и методического характера являются:
1) обеспечение координации
деятельности и взаимодействия федеральных государственных органов,
государственных органов субъектов Российской Федерации, муниципальных органов,
а также институтов гражданского общества и конфессий при реализации настоящих
Основ;
2) определение задач и полномочий
государственных и муниципальных органов, а также стандартов качества
оказываемых ими услуг, механизма контроля в данной сфере;
3) разработка и осуществление
программ государственных и муниципальных органов по реализации государственной
политики;
4) научное и методическое
обеспечение реализации государственной политики с использованием разработок в
области психологии, педагогики, социологии, теории массовых коммуникаций,
криминологии и других наук;
5) выработка форм взаимодействия
участников реализации государственной политики с конфессиями;
6) создание системы моральных и
материальных стимулов и поощрений активного участия в осуществлении
государственной политики.
22. Федеральные государственные
органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы
местного самоуправления в пределах своей компетенции участвуют в осуществлении
мероприятий, проводимых при реализации государственной политики, используя
средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных
бюджетов.
23. Для финансирования разработки
информационных, методических материалов и осуществления иных мероприятий в
сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан могут
использоваться гранты. В целях реализации государственной политики поощряется
использование средств юридических и физических лиц на основе
государственно-частного партнёрства.