О нарушении прав потребителей при ремонте телефонов, бытовой и компьютерной техники
11.02.2022
В Роспотребнадзор продолжают
поступать обращения граждан, в которых указывается на нарушения их прав
сервисными центрами и организациями, производящими ремонт бытовой и
компьютерной техники. В недобросовестных ремонтных мастерских и сервисных
центрах потребителям, как правило, обещают сделать бесплатную диагностику и
установить причину поломки. Договор не заключается, документы о приеме товара не
составляются в нарушение требований законодательства. Очень часто уже через
несколько дней работники мастерской или сервисного центра сообщают по телефону,
что товар отремонтировали и его можно забирать. При этом называют стоимость
ремонта, которая может доходить до 80% от цены нового товара.
Естественно, заказчик не
рассчитывает на такой дорогостоящий ремонт. Тогда в ход идут уловки, связанные
с угрозами невозврата «отремонтированной» техники и даже реализации в счет
образовавшегося долга.
В настоящее время помимо Закона
«О защите прав потребителей» действуют также Правила бытового обслуживания
населения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от
21.09.2020 N 1514 (далее- Правила).
Правилами (пункт 4)
предусмотрено, что договор о выполнении работ оформляется в письменной форме
(квитанция, иной документ) и должен содержать, в том числе, следующие сведения:
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование, описание и
цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или
из материалов (с вещью) потребителя;
· отметку об оплате потребителем
полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая
оплата была произведена;
Один экземпляр договора о
выполнении работ выдается исполнителем потребителю. Только Договор о выполнении
работ в отношении работы, исполняемой в присутствии потребителя (например,
диагностика неисправной техники), может оформляться также путем выдачи
кассового чека, билета и др.
Помимо этого, статья 35 Закона «О
защите прав потребителей» устанавливает, что исполнитель отвечает за
сохранность переданной в ремонт вещи.
Диагностика оборудования или
устранение недостатков являются возмездной работой и подпадают под правовое
регулирование Правил, следовательно, должны во всех случаях сопровождаться
заключением договора в письменной форме. Если договор не содержит точного
наименования, описания и цены вещи, переданной потребителем, вид выполняемой
работы и ее цену - исполнитель не вправе требовать с потребителя какой-либо
оплаты за произведенные работы и должен вернуть потребителю вещь, поскольку не
имеет законных оснований для ее удержания.
При поиске сервисного центра или
ремонтной службы, а также сдаче в ремонт неисправной вещи Роспотребнадзор
рекомендует придерживаться следующих правил.
1. Недобросовестные исполнители
не могут скрыть свою репутацию, в Интернете Вы найдете много негативных отзывов
о компаниях, которые часто нарушают права потребителей.
2. Клиентоориентированность начинается
с вывески. Компания, которая не хочет привлекать лишнее внимание не будет
указывать на вывеске юридически значимую информацию о себе. Кроме того,
посмотрите, есть ли в месте приемки товаров в ремонт следующая информация:
· перечень оказываемых выполняемых
работ, форм и (или) условий их предоставления;
· указание на обозначение
стандартов (при наличии), в соответствии с которыми выполняются работы;
· сроки выполнения работ;
· данные о конкретном лице,
которое будет выполнять работу, если эти данные имеют значение исходя из
характера работы;
· требования, которые должны
обеспечивать безопасность выполняемой работы для потребителя, а также
предотвращение причинения вреда имуществу потребителя;
· образцы договоров (квитанций,
иных документов) о выполнении работ;
· образцы (модели)
изготавливаемых изделий либо их эскизы;
· перечень категорий
потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот,
предоставляемых при выполнении работ в соответствии с федеральными законами и
иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Эта информация должна находиться
в удобном и доступном для обозрения месте.
3. Помните, что потребитель
обязан оплатить выполненную исполнителем в полном объеме работу после ее
принятия. Только с Вашего согласия работа может быть оплачена при заключении
договора в полном размере или путем выдачи аванса. У сервисного центра остается
Ваша вещь и если исполнитель уверен в качестве своей работы, он не будет
настаивать на большой предоплате.
4. Поинтересуйтесь, есть ли у
исполнителя кассовый аппарат. Передача аванса обязательно должна сопровождаться
выдачей кассового чека в бумажной или электронной форме. Кроме того,
сформированные с использованием онлайн-касс чеки с QR-кодом, полученные при
оплате работ, хранятся в информационном «облаке» налоговой службы. В настоящее
время чек можно получить на электронный адрес или на номер мобильного телефона.
Кроме того, потребитель может проверить достоверность выданного ему чека при
помощи мобильного приложения
«Проверка чека ФНС России» и сообщить о нарушении. Расчеты на
банковскую карту мастера недопустимы. Кроме того, документ по такой операции
никак не связан с личностью исполнителя, указанного в договоре, поэтому Вы не
сможете доказать факт предоплаты, если потребуется.
5. Ни при каких условиях не
соглашайтесь на ремонт, если Вам не предлагают заключить договор и подписать
акт приемки неисправной вещи.
6. При ознакомлении с договором,
обратите внимание на выполнение пункта 4 Правил. Вот полный перечень условий,
которые должны быть зафиксированы в договоре:
· фирменное наименование
(наименование) и место нахождения (адрес) организации-исполнителя (для
индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество (при наличии),
сведения о государственной регистрации), идентификационный номер
налогоплательщика;
· вид работы;
· цена работы;
· точное наименование, описание и
цена материалов (вещи), если работа выполняется из материалов исполнителя или
из материалов (с вещью) потребителя;
· отметка об оплате потребителем
полной цены работы либо о внесенном авансе при оформлении договора, если такая
оплата была произведена;
· даты приема и исполнения
заказа;
· гарантийные сроки на результаты
работы, если они установлены федеральными законами, иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации или договором о выполнении работ либо
предусмотрены обычаем делового оборота;
· другие необходимые данные,
связанные со спецификой выполняемых работ;
· должность лица, принявшего
заказ, и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
7. Обязательно прочитайте договор
(его образец, который должен быть в «уголке потребителя»). Вас должны
насторожить такие условия, как «право исполнителя в одностороннем порядке
изменить вид работ или их стоимость», отсутствие гарантийного срока или его
формальный характер (например, 7 дней) на результаты выполненных работ, отсылка
в договоре к другим документам (тарифы, условия, приложения), которые размещены
в Интернете, но не предъявляются для ознакомления и не передаются вместе с
договором.
8. При выдаче отремонтированной
бытовой радиоэлектронной аппаратуры, бытовых машин и приборов исполнитель
обязан их осмотреть и продемонстрировать их работу (пункт 17 Правил).
9. При обнаружении отступлений от
договора, ухудшающих результат работы, или иных недостатков в работе
потребитель должен заявить об этом исполнителю. Указанные недостатки должны
быть описаны в акте либо в ином документе, удостоверяющем приемку. Требуйте
составления такого акта, ссылаясь на пункт 12 Правил.
10. После окончания работ
требуйте подписания двустороннего акта о приемке работ или проставления
соответствующей отметки в договоре.