Туристкие услуги
16.07.2021
Для начала
выясним, что такое туристкий продукт, и кто такой турист?
Турист является потребителем – туруслуг, работ и
товаров – туристского продукта.
Работы:
фото-услуги, страхование, информационные, финансовые, банковские услуги.
Товары:
сувениры, снаряжение, товары тур. ассортимента, потребительские товары
(парфюмерия, табак,
алкоголь), бытовая техника, одежда.
Туристские услуги: бронирование,
перевозка, размещение, питание, аттракции.
Согласно определению туристского продукта, приведенному в статье 1
Федерального закона от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской
деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 132-ФЗ), - это
"комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену
(независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и
(или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта".
При этом в силу положений статьи 9 Закона N 132-ФЗ туристский продукт как
предмет соответствующих договорных отношений туриста с туроператором
(турагентом) изначально формируется по усмотрению туроператора самостоятельно
(исходя из конъюнктуры туристского рынка) в виде оферты либо в индивидуальном
порядке по заданию туриста или иного заказчика туристского продукта.
Исходя из этого, порядок формирования туристского продукта должен быть
достоверно установлен в каждом случае, когда возникает спор по поводу качества
предоставленных услуг (в контексте соблюдения туроператором положений статьи 4
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав
потребителей", далее - Закон N 2300-1) и степени ответственности
туроператора перед туристом и (или) иным заказчиком за неисполнение или
ненадлежащее исполнение обязательств по договору о реализации туристского
продукта (в том числе за неоказание или ненадлежащее оказание туристам услуг,
входящих в туристский продукт, независимо от того, кем должны были оказываться
или оказывались эти услуги).
Туристская услуга – совокупность целенаправленных действий в сфере
обслуживания, которые ориентированы на обеспечение и удовлетворение
потребностей туриста или экскурсанта, отвечающие целям туризма, характеру и
направленности туристской услуги, тура, туристского продукта, не противоречащие
общечеловеческим принципам морали и доброго порядка.
Туристская услуга – результат деятельности
туристского предприятия по удовлетворению соответствующих потребностей туриста.
Собственно услуги – это невидимый товар особого рода.
Собственно услуга возникает в процессе ее потребления и не существует отдельно,
сама по себе. Это главное отличие услуги от товара. Кроме того, товар обычно
доставляется к потребителю, а в услуге – потребитель доставляется к месту ее
генерации.
Поэтому производство и реализация услуг регулируются
отдельным законодательством и в Законе «О защите прав потребителей» отношения в
части предоставления услуг выделены в особый раздел.
Перечень услуг каждого тура различен и определяется
программой, причем каждый из видов содержит в себе множество элементов.
Общий принцип в туризме - пакет
услуг обязательно имеет две услуги: ночевки и перевозки. Остальное по желанию
туриста можно включать в программу или туруслуги предоставляются туристам на
месте на выбор. Конкурентоспособность зависит от набора услуг (цена). Надо
учитывать менталитет разных туристов.
Турист желает тратить деньги на отдыхе по своему
усмотрению, и поэтому покупка дополнительных услуг входит в его «задачи».
Учитывая, что на практике предложения приобрести ту
или иную дополнительную от отношению к "турпакету" услугу (к качеству
(потребительским свойствам) которой в дальнейшем предъявляется претензия)
довольно часто исходят в том числе от представителей самих туроператоров за
рубежом (при этом оплата таких услуг, как правило, происходит в иностранной
валюте), следует учитывать, что "соглашение гражданина с работником
предприятия, учреждения, организации, выполняющего работы (оказывающего
услуги), о выполнении работы (оказании услуги) без соответствующего оформления,
вопреки установленным правилам, не порождает прав и обязанностей между
гражданином и этим предприятием, учреждением, организацией, поэтому последнее
не несет ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение работы
(оказание услуги) либо за утрату или повреждение переданного по такому
соглашению имущества в соответствии с Законом Российской Федерации "О
защите прав потребителей". В указанном случае имущественную
ответственность перед гражданином несет лицо, обязавшееся выполнить работу
(оказать услугу)" (пункт 27 Постановления Пленума Верховного Суда
Российской Федерации от 29 сентября 1994 г. N 7 "О практике рассмотрения
судами дел о защите прав потребителей").
Согласно положениям статьи 17 Закона N 132-ФЗ в тех случаях, "если
законодательством страны (места) временного пребывания установлены требования
предоставления гарантий оплаты медицинской помощи лицам, временно находящимся
на ее территории, туроператор (турагент) обязан предоставить такие
гарантии".
Поэтому в рамках исполнения обязанности по предоставлению туристу и (или)
иному заказчику достоверной информации об основных документах, необходимых для
въезда в страну (место) временного пребывания, туроператор (турагент) при
заключении договора о реализации туристского продукта в целях обеспечения
безопасности туризма (статья 14 Закона N 132-ФЗ) обязан, в том числе, сообщить
о соответствующих медицинских правилах пребывания в той или иной стране.
При въезде граждан Российской Федерации в другие государства (кроме
указанных) соответствующее медицинское страхование осуществляется на
добровольной основе, поскольку в силу пункта 2 статьи 935 ГК РФ обязанность
страховать свою жизнь или здоровье не может быть возложена на гражданина по
закону.
Учитывая изложенное и принимая во внимание тот факт, что услуги, связанные
с получением медицинского полиса, в состав туристского продукта не входят,
предложение со стороны туроператора (турагента) по заключению соответствующего
договора страхования, при надлежащем его оформлении, как правило, не должно
рассматриваться как навязывание платных дополнительных услуг в контексте
правового смысла статьи 16 Закона N 2300-1, поскольку медицинская страховка
(применительно к случаям, когда ее наличие не является обязательным условием
въезда в страну) служит гарантией минимизации возможных рисков и расходов в
случае болезни или несчастного случая, что отвечает правилам, касающимся
обязанности исполнителя по обеспечению права потребителя на безопасность услуг
(статья 7 Закона N 2300-1).
Также следует иметь в виду, что согласно положениям статьи 17 Закона N
132-ФЗ по требованию туриста туроператор (турагент) оказывает содействие в
предоставлении услуг по страхованию иных рисков, связанных с совершением
путешествия.
В отличие от общих положений части 2 статьи 3 Закона о платежных агентах №
103-ФЗ, турагент - платежный агент не вправе взимать с плательщика
какое-либо вознаграждение за заключение договора о реализации туристского
продукта помимо цены такого договора, установленной туроператором -
обстоятельство, вытекающее из существа отношений в сфере туристического
обслуживания, в том числе из положений статьи 9 Федерального закона от 24
ноября 1996 г. № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации» (далее – Закон № 132-ФЗ).
Определенные риски для потребителей таятся и в самих понятиях «реализация
туристского продукта» и «туристский продукт», как показывает соответствующая
практика, позволяет недобросовестным туроператорам фактически ограничивать
степень ответственности по «договору о реализации туристского продукта» за его
качество в целом, что подразумевает комплексное туристическое обслуживание как
единую (одну) услугу, при этом сводя свою роль лишь к посреднической миссии по
«продаже туров», то есть к действиям по оформлению договора как такового.
Потребителям же в этой связи следует иметь в виду, что употребление
туроператором, турагентом таких терминов, как «тур» (понятие, выведенное из
правового поля России еще в 2007 году) и «продажа тура в кредит» (правовой
нонсенс), могут объективно свидетельствовать о некомпетентности и дилетантстве
субъекта туристской деятельности.
Статья 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав
потребителей» гарантирует право потребителя на то, чтобы услуги, в том числе
туристские, были безопасны для жизни и здоровья потребителя.
Согласно ст.14 Федерального закона от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах
туристской деятельности в Российской Федерации» при заключении договора о
реализации туристского продукта туроператор, турагент обязаны представить
туристу достоверную информацию, в частности:
- об опасностях, с которыми турист (экскурсант) может встретиться при
совершении путешествия;
- о месте нахождения, почтовых адресах и номерах контактных телефонов
органов государственной власти Российской Федерации, дипломатических представительств
и консульских учреждений Российской Федерации, находящихся в стране (месте)
временного пребывания, в которые турист (экскурсант) может обратиться в случае
возникновения в стране (месте) временного пребывания чрезвычайных ситуаций или
иных обстоятельств, угрожающих безопасности его жизни и здоровья, а также в
случаях возникновения опасности причинения вреда имуществу туриста
(экскурсанта);
- об иных особенностях путешествия.
Вред, причиненный жизни или здоровью потребителя вследствие необеспечения
безопасности, подлежит возмещению в полном объеме в соответствии со ст. 14
Закона Российской Федерации от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».
Право требовать возмещения вреда признается за любым потерпевшим независимо от
того, состоял он в договорных отношениях с исполнителем услуги или нет.
Исполнитель услуги освобождается от ответственности, если докажет,
что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем
установленных правил.
При этом необходимо учитывать, что ст.7 Федерального закона от
24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
требует от туристов соблюдения во время путешествия правил личной безопасности.
Лица, осуществляющие турагентскую и туроператорскую деятельность, обязаны
при подготовке туристов к путешествию и во время его совершения в целях
реализации прав туриста, закрепленных ст. 6 Федерального закона от
24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской
Федерации», предоставить исчерпывающие сведения об особенностях путешествия, об
опасностях, с которыми могут столкнуться туристы, и осуществить
предупредительные меры, направленные на обеспечение безопасности туристов. При
возникновении чрезвычайных ситуаций туроператоры и турагенты, участвующие в
реализации соответствующих туристских продуктов, обязаны оказать всестороннее
содействие в реализации туристами всех своих законных прав на получение
медицинской помощи и обеспечение личной безопасности.
Важно учитывать, что медицинское обслуживание за рубежом - это платная
услуга, поэтому перед поездкой в другую страну туристам следует
выбрать подходящую им страховую программу и заключить соответствующий договор
страхования. Причем необходимо до заключения договора страхования ознакомиться
с программой страхования и перечнем «страховых» и «не страховых» случаев.
При путешествии с детьми целесообразно для детей оформить расширенную
страховку.
Находясь за границей, необходимо проявлять достаточную бдительность,
разумную осмотрительность и корректировать свое поведение в соответствии с
окружающей обстановкой.
0
При возникновении вопросов обращайтесь в Консультационный пункт по
защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике
Бурятия в Мухоршибирском районе (Бичурский район)» по адресу: с Бичура, ул.
Советская , 38: fguzbichura@mail.ru (в теме сообщения указывайте — для юрисконсульта)