О маркировке продукции средствами идентификации
08.06.2021
Распоряжением
Правительства РФ от 28.04.2018 № 791-р «Об утверждении модели функционирования
системы маркировки товаров средствами идентификации в РФ», утверждена модель
функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в
Российской Федерации, которая определяет базовые принципы и организационную
модель функционирования системы маркировки товаров средствами идентификации в
Российской Федерации. Базовые принципы предусматривают в том числе
идентификацию каждой единицы товара путем присвоения товарам уникальных кодов,
создание информационной системы маркировки, в которой будет храниться вся
информация, генерируемая участниками системы в процессе жизненного цикла товара
и создание Единого каталога товаров России.
Маркировка - это контрольно-идентификационный
знак (КиЗ), который размещают на упаковке, ярлыке, этикетке или таре.
Оператором
системы маркировки товаров является Центр развития перспективных технологий
(ЦРПТ), который генерирует коды, обеспечивает защиту и ведет список всех участников
оборота. Кроме того, работает над созданием единого каталога товаров, создает
Единую национальную систему цифровой маркировки и прослеживания товаров,
каталог товаров - «Честный знак».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 26.04.2019 № 515 «О системе маркировки
товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров»
утверждены правила маркировки, товаров, подлежащих обязательной маркировке
средствами идентификации, положение о государственной информационной системе
мониторинга (ГИСМ) за оборотом товаров, подлежащих обязательной маркировке
средствами идентификации.
Постановлением
установлены:
-
порядок маркировки товаров средствами идентификации;
-
порядок представления участниками оборота товаров информации для ее включения в
информационную систему мониторинга;
-
порядок создания и эксплуатации государственной информационной системы
мониторинга;
-
порядок взаимодействия государственной информационной системы мониторинга с
иными информационными системами, а также требования к формированию сведений и
их защите.
В
государственной информационной системе мониторинга (ГИСМ) регистрируются все
этапы оборота маркированных товаров от производства (ввоза) до розничной
продажи.
Маркировка
товаров осуществляется путем формирования и нанесения кодов маркировки в
машиночитаемой форме на товары, упаковку товаров или на иной материальный
носитель в местах их производства, упаковки (переупаковки) или хранения.
Ответственность
за полноту, достоверность и своевременность представляемых оператору сведений
лежит непосредственно на участниках оборота товаров.
Производители обязаны маркировать
выпускаемую, выпущенную и/или готовую к реализации продукцию непосредственно
при осуществлении производственного процесса или сразу после его завершения –
схода с конвейера.
Импортёры обязаны промаркировать
продукцию перед тем, как ввозить на территорию РФ – до начала процедуры
прохождения таможни.
Продавцы (опт и розница) обязаны
маркировать продукцию при следующих обстоятельствах: пересортица, обмен, возврат
с испорченным и/или утраченным маркировочным кодом.
Переход
на обязательную маркировку проходит поэтапно. Список товаров, подлежащих
обязательной маркировке, поэтапно пополняется.
Каждая категория продукции
проходит 3 стадии:
1. Эксперимент.
2. Обязательная регистрация в системе
«Честный ЗНАК».
3. Запрет немаркированной продукции.
Таким
образом, постепенно национальная система маркировки охватит все отрасли
промышленности.