О правовых аспектах отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств индивидуальной защиты (масок) в случае введения режима их обязательного использования
26.05.2020
Управление Роспотребнадзора по РБ разъясняет правовые
аспекты отказа потребителям в допуске на торговые объекты без средств
индивидуальной защиты (масок) в период введения режима их обязательного
использования.
В настоящее время в ситуации, обусловленной
необходимостью всемерного снижения рисков распространения новой коронавирусной
инфекции, вызванной 2019-nCoV, большое практическое значение имеет системное и
комплексное проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических)
мероприятий по недопущению распространения COVID-2019, в числе которых и такая
важная профилактическая мера как ношение гражданами масок в качестве средства
защиты «барьерного» типа.
Учитывая данный фактор, исходя из сложившейся на
территории республики эпидемиологической ситуации, Указом Главы Республики Бурятия
введено обязательное ношение масок в общественных местах (в частности, при
посещении торговых объектов, в общественном транспорте и т.п.).
Поэтому, подобное требование становится императивным
предписанием, подразумевающим как его безусловное соблюдение всеми теми лицами,
кому оно адресовано, так и возможность привлечения виновных в его несоблюдении
лиц к соответствующему виду ответственности.
Соответственно в том случае, когда введен так
называемый «масочный режим», любое появление физического лица в общественном
месте без маски будет иметь признаки противоправного деяния (действия),
направленного на создание угрозы не только собственной безопасности, жизни и
здоровью, но и безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому
благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза
возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.
Исходя из этого, действия хозяйствующих субъектов,
осуществляющих разрешенную торговую деятельность, направленные на ненасильственное
воспрепятствование в условиях «масочного режима» гражданам–потребителям в
посещении торговых объектов без масок и доступе к товарам с целью их
приобретения, не могут и не должны рассматриваться как действия, ущемляющие
(нарушающие) права потребителей, поскольку такие действия со стороны
хозяйствующих субъектов отвечают принципу разумности поведения участников
гражданских правоотношений и не имеют признаков необоснованного уклонения от
заключения публичного договора, каковым является договор розничной
купли-продажи (по смыслу взаимосвязанных положений статей 10 и 426 Гражданского
кодекса Российской Федерации).
При этом граждане, являющиеся одновременно
потребителями-участниками отношений, регулируемых нормами законодательства о
защите прав потребителей, не выполняющие требования о ношении масок при
посещении общественных мест, включая торговые объекты, как элемента введенных в
установленном порядке правил поведения при введении режима повышенной
готовности на территории, на которой существует угроза возникновения
чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, могут быть привлечены
к административной ответственности по части 1 статьи 20.6.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях.
-------------------------------------------------------------------------------------------------------
СПРАВОЧНО: В
соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите
населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера» (далее – Закон № 68-ФЗ) органы государственной власти субъектов
Российской Федерации с учетом особенностей чрезвычайной ситуации на территории
субъекта Российской Федерации или угрозы ее возникновения могут на основании
подпункта «ф» пункта 1 статьи 11 Закона № 68-ФЗ во исполнение Правил поведения,
обязательных для исполнения гражданами и организациями, при введении режима
повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утвержденных постановлением
Правительства Российской Федерации от 2 апреля 2020 года № 417 в соответствии с
подпунктом «а.2» статьи 10 Закона № 68-ФЗ, предусматривать дополнительные
обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при
введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации.