Уязвимые группы потребителей финансовых услуг нуждаются в защите
31.10.2019
Сегодня, 31
октября, в Международный день экономии, открывается VI Всероссийская
неделя сбережений. Во всех регионах страны пройдут мероприятия, направленные на
повышение финансовой грамотности населения, бесплатные лекции и семинары,
финансовые фестивали, очные и онлайн-консультации финансовых экспертов для
взрослой аудитории, образовательно-просветительские мероприятия для студентов и
представителей бизнеса.
Так, в международной конференции Роспотребнадзора «Защита прав потребителей
финансовых услуг: акцент на социально уязвимые группы населения», которая
прошла в Москве уже в третий раз, приняли участие более 70 представителей из
шести стран и нескольких международных организаций. Участники конференции
обсудили вопросы защиты прав социально уязвимых групп потребителей финансовых
услуг.
На пленарной сессии сотрудники Роспотребнадзора представили доклад о
состоянии защиты прав потребителей в финансовой сфере. Презентация этого
документа уже три года подряд проходит в формате международной конференции с
участием представителей Группы Всемирного банка, ЮНКТАД, органов
государственной власти, формирующих и реализующих политику в области защиты
прав потребителей стран БРИКС, ЕАЭС и СНГ. Этот факт подтверждает актуальность
проблем, с которыми сталкиваются как потребители, так и представители власти,
интерес к наработанным практикам и положительному опыту по реализации мер
защиты прав потребителей.
В обзорном докладе Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав
потребителей и благополучия человека освещены основные события, произошедшие в
2018-2019 годах, которые связаны с реализацией Стратегии государственной
политики в области защиты прав потребителей на период до 2030 года и Проекта
«Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию
финансового образования в Российской Федерации», под руководством Министерства
финансов Российской Федерации и Всемирного банка.
Представитель Банка России отметил, что регулятор впервые зафиксировал
тренд на снижение количества обращений потребителей, хотя общее их количество
остается достаточно высоким, а лидером по числу жалоб является сектор
кредитования и страхования.
Финансовый уполномоченный по правам потребителей финансовых услуг в сферах
страхования, микрофинансирования, кредитной кооперации и деятельности кредитных
организаций рассказал о первых итогах своей работы, обратив внимание, что за
три месяца в службу поступило чуть более 37 тысяч жалоб (96% из них касалось
проблем с заключением и исполнением договора ОСАГО) из которых по объективным
причинам пришлось отказать в рассмотрении 19,5 тысяч, а из 6 636 вынесенных
решений 53% было принято в пользу обратившихся потребителей.
Ана Сиприано, представитель ЮНКТАД, презентовала участникам «Руководство по защите прав потребителей», в
котором отражены вопросы защиты прав потребителей финансовых услуг, в том
числе, относящихся к социально уязвимым группам потребителей.
Генеральный директор по вопросам потребителей Министерства экономики
Португалии Ана Катарина Фонсека рассказала об опыте Португалии по формированию
системы защиты прав уязвимых потребителей. Также участники конференции с
интересом ознакомились с опытом защиты прав потребителей финансовых услуг в
Республике Беларусь, Кыргызской Республике, Республике Казахстан. Особый
интерес вызвал доклад Председателя Правления КонФОП Дмитрия Янина, который
представил результаты независимого исследования доступности финансовых услуг
российским потребителям, относящимся к категории маломобильных граждан и
инвалидов по зрению.
Все спикеры конференции обратили внимание на проблемы, с которыми
сталкиваются люди старшего поколения, молодежь, родители малолетних детей,
активно использующих социальные сети и умные «гаджеты», люди, имеющие проблемы
со здоровьем, и потребители с низким уровнем доходов, что еще раз подтвердило
актуальность выбранной тематики и необходимость широкого обсуждения этих
вопросов с представителями бизнеса, общественных организаций и органов
государственной власти.