ПАМЯТКА О ПРАВАХ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ при пользовании туристической услугой
26.07.2019
Чтобы не столкнуться с
мошенниками при пользовании туристским продуктом, предлагаем Вам ознакомиться с
этой памяткой.
Между турфирмой и туристом был заключен
договор на организацию туристического обслуживания, в соответствии с которым
фирма брала на себя обязательство забронировать туристическую поездку. Внеся
предоплату, туристы не смогли отправиться в путешествие. Они сообщили турфирме
о переносе срока, а затем о желании расторгнуть договор и получить обратно
внесенную плату. Деньги были возвращены им не в полном размере и
несвоевременно, что является нарушением прав потребителей.
Согласно п. 5 ст. 28
и п. 3 ст. 31
Закона о защите прав потребителей за нарушение сроков удовлетворения отдельных
требований потребителя исполнитель уплачивает ему за каждый день просрочки
неустойку (пеню) в размере 3%, что дает несостоявшимся туристам право на
компенсацию морального вреда и возмещение понесенных судебных расходов.
В связи
с плохим состоянием здоровья и в соответствии с рекомендациями лечащего врача
клиент был вынужден расторгнуть договор и просил турфирму вернуть уплаченные
денежные средства в размере цены договора плюс проезд. Но турфирма отдала
деньги не в полном объеме, мотивировав свое решение нормами п. 1 ст. 782
ГК РФ и ст. 32
Закона о защите прав потребителей. Согласно им потребитель вправе отказаться от
исполнения договора в любое время при условии оплаты исполнителю фактически
понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по договору.
Подтвердив такие расходы документально, в том числе в суде, турфирма вправе
компенсировать их полученными денежными средствами от клиента, отказавшегося от
услуг.
О стоимости перелета к месту отдыха
Турфирмы в своей
деятельности имеют дело с различными клиентами, в том числе с военнослужащими,
которые имеют право на проезд на безвозмездной основе воздушным транспортом к
местам использования основного (каникулярного) отпуска (один раз в год),
дополнительных отпусков, на лечение и обратно. Какими документами такие лица
могут подтвердить стоимость перелета? Турагентство не имеет делегированных от
перевозчика полномочий на выдачу финансовых документов с информацией о
стоимости перелета.
Если турфирма хочет избежать судебных
разбирательств, ей следует направлять потребителей к транспортным компаниям
(авиаперевозчикам), которые оказывали непосредственно услуги и обладают
достоверной информацией о стоимости проезда.
О мошенничестве
К сожалению, приходится
констатировать, что имеют место факты мошенничества и в туристическом бизнесе. Пример: клиент заплатил деньги за туристскую
путевку, но через несколько дней турфирма-продавец съехала в неизвестном
направлении.
Данный случай не будет
признан страховым, если пострадавший не представит доказательств, что расчеты с
турфирмой производились в порядке, установленном договором. Несостоявшийся
турист ссылался на то, что рассчитывался наличными денежными средствами, при
этом документов, подтверждающих внесение денежных средств в кассу фирмы (а
именно кассового чека), не предъявил. Путевка не подтверждает внесения денежных
средств в кассу турфирмы. При изложенных
обстоятельствах суд не нашел законных оснований для удовлетворения требования о
страховом возмещении. В такой ситуации несостоявшемуся туристу ничего не
остается, как надеяться на оперативно - розыскные действия следственных
органов, которые, может быть, поймают мошенников. Потребителям туристских продуктов следует по
возможности проявлять осмотрительность в выборе турфирмы.
Предупреждение о неблагоприятной обстановке
Вспышки инфекционных
заболеваний возможны во многих странах, куда отправляются российские туристы.
Обязана ли турфирма извещать клиентов о санитарно-эпидемиологической обстановке
в стране, куда они направляются, о возможном риске заражения, симптомах
болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания
инфекционными болезнями и необходимости вакцинации? Федеральная служба по надзору в сфере защиты
прав потребителей и благополучия человека
доводит до всех заинтересованных ведомств, обеспечивающих поездки за
рубеж, список эпидемически неблагополучных стран и перечень инфекционных
(паразитарных) болезней, требующих проведения профилактических прививок или
приема профилактических средств, информирует туроператоров, турагентов и
туристов об угрозе безопасности в стране временного пребывания, в том числе
путем опубликования соответствующих сообщений в государственных средствах
массовой информации.
В свою очередь, согласно
Постановлению
Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.02.2012 N 17АП-103/2012-АК,
туроператоры и турагенты извещают граждан о санитарно-эпидемиологической
обстановке и возможном риске заражения в странах, куда те направляются,
симптомах болезней, мерах личной профилактики, действиях в случае заболевания и
необходимости вакцинации. У турфирмы существуют
обязанности по информированию о возможных заболеваниях в стране пребывания. Фирма
предупреждает клиента о возможном риске заражения, проводит инструктаж о
санитарно-эпидемиологической обстановке и вручает памятки по профилактике и
лечению возможного заболевания, то есть предоставляет клиенту всю имеющуюся
информацию об опасностях, с которыми он может встретиться во время путешествия.
Консультационный пункт
ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в
Республике Бурятия
в Мухоршибирском районе (Бичурский район)», телефон 8(30133)41624