Разъяснения Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросу проведения специальной оценки условий труда у микро и малого бизнеса и индивидуальных предпринимателей.
06.02.2019
1. В соответствии с Федеральным законом
от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» специальная
оценка условий труда проводится у всех работодателей.
2.
В
соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации работодатель -
физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые
отношения с работником.
3. В случае, если у индивидуального
предпринимателя отсутствуют наемные по трудовому договору работники, то
специальная оценка у него не проводится.
4.
В случае,
если индивидуальный предприниматель привлекает специалистов (бухгалтеров,
юристов и т.п.) на условиях аутсерсинга (по гражданско-правовому договору),
данные специалисты работают на дому (или дистанционно) и у них отсутствуют
постоянные рабочие места, то специальная оценка условий труда у таких
индивидуальных предпринимателей не проводится.
5. В отношении рабочих мест, на которых
вредные и (или) опасные производственные факторы по результатам специальной
оценки условий труда не
выявлены, работодателем в Государственную инспекцию труда субъекта
Российской Федерации (по месту его нахождения) подается декларация. Срок
действия поданной декларации - 10 лет при условии отсутствия на
декларируемом рабочем месте несчастного случая на производстве,
профессионального заболевания или нарушений, выявленных государственной
инспекцией труда в субъекте Российской Федерации.
Декларация может быть подана дистанционно на сайте
Роструда в сети «Интернет» https://www.rostrud.ru/ .
6. Для вновь образованных в 2018 году
работодателем рабочих мест срок проведения специальной оценки условий труда
составляет 12 месяцев. Таким образом, если рабочее место образовано, к примеру,
в декабре 2018 года, то срок завершения специальной оценки условий труда -
декабрь 2019 года.
7. В целях контроля за соблюдением
работодателем Федерального закона «О специальной оценке условий труда»
Минтрудом России совместно с Федеральной службой по труду и занятости в 2019
году планируется реализация механизма предупреждения нарушений обязательных
требований законодательства о специальной оценке условий труда.
Суть данного
механизма контроля заключается в направлении работодателю предостережения о
недопустимости нарушения работодателем требований охраны труда. В
предостережении устанавливается срок устранения возможного нарушения.
И только в
случае не исполнения работодателем данного предостережения включается механизм
административного рассмотрения правонарушения, с последующим наложением на
работодателя санкций, предусмотренных нормами статьи 5.27.1 Кодекса Российской
Федерации об административных правонарушениях (далее - Кодекс).
Предлагаемый подход позволит добросовестному и
ответственному работодателю устранить нарушение без наложения на него
предусмотренных Кодексом штрафов.