Памятка: «Права потребителей при оказании бытовых услуг».
02.07.2018
Под понятие бытовые услуги попадает очень широкий спектр
услуг, работ, предоставляемых населению,
такие как парикмахерские, ремонт и пошив обуви, одежды, изготовление мебели и изделий
из ПВХ (пластиковых окон, дверей), химическая
чистка одежды и многие другие.
В случае,
если потребителю (Заказчику) необходимо изготовить мебель, окна и
т.д. по индивидуальным размерам, то заключается договор бытового
подряда, договор выполнения работ. Отношения между потребителями и
исполнителями в сфере бытовых услуг регламентированы главой 37
ГК РФ, Законом РФ от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав
потребителей» (далее Закон), а также «Правилами бытового обслуживания населения
в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства
РФ от 15.081997 № 1025 (далее Правила).
В месте
заключения договора исполнитель обязать предоставить потребителю для
ознакомления
следующую информацию: информацию о своей организации и оказываемых
услугах; правила бытового обслуживания; образцы договоров (квитанций или иных
документов) об оказании услуг (выполнении работ); образцы (модели)
изготавливаемых изделий, альбомы, журналы с моделями и
т.д. Информация должна находиться в удобном для обозрения
месте.
Договор на оказание бытовых услуг
должен быть оформлен в
письменной форме и содержать все достоверные сведения об
организации-исполнителе (для индивидуального предпринимателя – фамилия, имя,
отчество, сведения о государственной регистрации); вид услуги
(работы); цена услуги
(работы); точное наименование, описание и цена
материалов (вещи), если услуга (работа) выполняется из материалов исполнителя
или из материалов (с вещью) потребителя; отметка об уплате
потребителем полной цены (работы) либо о внесенном авансе при оформлении
договора, если такая оплата была произведена; даты приема и исполнения
заказа; гарантийные сроки на результаты работы, если они
установлены, другие необходимые данные, связанные со спецификой
оказываемых услуг (выполняемых работ); должность лица,
принявшего заказ и его подпись, а также подпись потребителя, сдавшего заказ.
Один экземпляр договора выдается исполнителем потребителю. Договор об оказании
услуг (выполнении работы), исполняемой в присутствии потребителя, может
оформляться также путем выдачи кассового чека, билета и т.п.
Действия потребителя, если его права были
нарушены.
Потребитель вправе
отказаться от исполнения договора о выполнении работы (оказании услуг) в любое
время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов,
связанных с исполнением обязательств по данному договору. В случае,
если потребитель обнаружил недостатки в оказанной услуге (выполненной работе),
он вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатков
оказанной услуги (выполненной работы); соответствующего уменьшения цены
оказанной услуги (выполненной работы); безвозмездного изготовления
другой вещи из однородного материала такого же качества или повторного
выполнения работы. Если исполнитель нарушил срок начала, окончания и
промежуточные сроки оказания услуги (выполнения работы) или во время оказания
услуги (выполнения работы) стало очевидным, что она не будет
оказана (выполнена) в срок, потребитель по своему выбору вправе
назначить исполнителю новый срок; поручить оказание услуги (выполнение работы)
третьим лицам за разумную цену или выполнить ее своими силами и потребовать от
исполнителя возмещения понесенных расходов; потребовать уменьшения
цены за оказание услуги (выполнение работы); расторгнуть договор об оказании
услуги (выполнении работы). Потребитель
вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с
нарушением сроков оказания услуги (выполнения работы), либо причиненных ему в
связи с недостатками оказанной услуги (выполненной работы).
Требования
об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении
расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими
силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу
(услугу)денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от
исполнения договора подлежат удовлетворению в течение десяти дней со дня
предъявления требования. За нарушение сроков исполнитель уплачивает потребителю
за каждый день просрочки неустойку (пеню) 3 процента цены выполнения
работы, а если цена не определена, то общей цены заказа. Сумма взысканной
неустойки не может превышать цену отдельного вида выполнения работы (оказания
услуги), а если цена не определена- общей цены заказа.
Претензия
предъявляется исполнителю в письменном виде с указанием конкретного требования,
она составляется в 2-х экземплярах, один передается исполнителю, другой
остается у потребителя.
В случае
обращения в суд эта претензия является доказательством обращения к
ответчику. На экземпляре потребителя исполнитель должен поставить отметку о
получении претензии (начало отсчета срока исполнения требований). В случае не
принятия претензии, ее можно направить по почте заказным письмом с уведомлением
(дата вручения - начало исчисления срока исполнения требований).
Все споры при не достижении согласия
сторон рассматриваются в судебном порядке. Моральный вред
компенсируется в денежной форме. Размер компенсации определяется соглашением
сторон, в случае спора – судом.
Законом «О защите прав потребителей» установлены сроки
выполнения требований потребителя относительно выполняемых работ. Они
приводятся в следующей таблице:
Требования потребителя
|
Сроки
выполнения
|
Статья в Законе «О защите
прав потребителей»
|
Безвозмездное устранение недостатков
выполненной работы
(оказанной услуги)
|
Разумный срок,
который
назначает
потребитель
20 дней
|
Недостатки обнаружены
в ходе работы (ст. 30)
В случае выявления
существенных недостатков
работы (услуги) по истечении гарантийного срока,
но в пределах срока службы
(п.6 ст. 29)
|
Соответствующее уменьшение цены выполненной работы
(оказанной услуги)
|
10 дней
|
п.1 ст. 31
|
Возмещение понесенных потребителем расходов по
устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами
или третьими лицами
|
10 дней
|
п. 1 ст.31
|
Расторжение договора и возмещение убытков в связи с
расторжением договора
|
10 дней
|
п.1 ст.31
|
Безвозмездное изготовление другой вещи из
однородного материала такого же качества или повторного выполнения работы
|
Срок для срочного
выполнения
|
Если этот срок не установлен, то срок выполнения
первоначальной работы из договора
(п. 2 ст. 31)
|
Заменить утраченный материал (вещь) аналогичным
|
3 дня
|
п.1 ст. 35 при отсутствии аналогичного материала
(вещи) исполнитель обязан возместить двукратную цену материала (вещи), а
также расходы, понесенные потребителем
|
и изготовить изделие из аналогичного материала
|
Разумный срок
|
п. 1 ст. 35
|
При возникновении вопросов обращайтесь в Консультационный
центр по защите
прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии
в Республике Бурятия» по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Ключевская, 76 «а», здание
МФЦ. Телефон: 33 28 99; 62 34 17.
ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ в Мухоршибирском районе»