ПАМЯТКА . Особенности продажи товаров дистанционным способом
27.04.2018
Темп
современной жизни непрерывно ускоряется, и люди стараются беречь драгоценное
время, не тратить его на походы по магазинам. Гораздо удобнее приобретать
товары в интернет-магазинах, по каталогам, через телемагазины. Для такой
торговли уже давно придуман специальный термин - "дистанционная
торговля". Дистанционная торговля становится все более популярной среди
населения, так как позволяет покупателю облегчить процедуру покупки.
Продажа
товаров дистанционным способом - это продажа товаров по договору розничной
купли-продажи. Ее особенность в том, что покупатель не знакомится с
предложенным товаром (образцом товара) непосредственно, он выбирает товар по
описанию в каталогах, проспектах, буклетах, по фотоснимкам, в том числе
посредством средств связи, или иными способами, исключающими возможность
непосредственного ознакомления покупателя с товаром либо образцом товара при
заключении такого договора. Любая продажа, осуществленная без непосредственного
присутствия продавца, на основании информации, взятой из каталогов,
телевидения, радио, интернет-ресурсов, рекламных буклетов, будет причислена к
разряду дистанционных продаж.
Правовые отношения между покупателем и продавцом регулируют Правила продажи
товаров дистанционным способом, утвержденные Постановлением Правительства
Российской Федерации от 27 сентября 2007 г. N 612, которые устанавливают
порядок продажи товаров дистанционным способом (далее - Правила), а также
статья 26.1 Закона Российской Федерации от 07.02.1998 года № 2300-1«О защите
прав потребителей».
Как заключается договор купли-продажи?
Информация,
размещенная на сайте интернет- магазина, в печатном каталоге, на телевидении
или иным подобным вышеперечисленным способом, вполне может расцениваться, как
публичная оферта товара со всеми вытекающими из этого предложениями и
обязательствами. Стоит помнить, что не все товары, можно продавать
дистанционным методом. Существуют определенные ограничения. Согласно п. 5
Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная
продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация
которых запрещена, или ограничена законодательством Российской Федерации. С
учетом данного обстоятельства следует иметь ввиду, что ограничения введенные
данным пунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу табачной
продукции.
При
приобретении товаров дистанционным способом особое внимание следует уделить
информации, которую продавец обязан представить покупателю.
Какая
информация должна в обязательном порядке представляться покупателю?
Правила
продажи товаров дистанционным способом содержат, как перечень общей необходимой
информации, которая в Законе о защите прав потребителей указана в статьях 8 и
10, так и дополнительную информацию, которая представляется только при таком
способе продажи, учитывая его специфику.
До
заключения договора купли-продажи продавец должен представить покупателю
информацию об основных потребительских свойствах товара и адресе (месте
нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном фирменном
наименовании (наименовании продавца), о цене и об условиях приобретения товара,
о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном сроке, о порядке
оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует предложение о
заключении договора. В момент доставки товара продавец обязан довести до
сведения покупателя в письменной форме информацию указанную в п. 9 настоящих
Правил.
Необходимая
информация о товаре, включая условия его эксплуатации и правила хранения,
доводится до покупателя путем размещения на товаре, на электронных носителях,
прикладываемых к товару, в самом товаре (на электронной плате внутри товара в
разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке, этикетке, в технической документации
и т.д.).
Особое
внимание стоит уделить наличию информации о продавце.
Если при
доставке товара не указывается фирменное наименование продавца и его адрес, а
только лишь указаны контактные телефоны, то стоит воздержаться от покупки. При
отсутствии указанных сведений, в случае необходимости возврата товара с
недостатками Вы не будете знать куда обратиться и предъявить претензию со
своими требованиями.
Об условиях доставки товара
дистанционным способом
Поскольку
передача товара, проданного дистанционным способом осуществляется, как правило,
в месте нахождения покупателя, то стоит обратить внимание на предлагаемые
условия доставки. При дистанционной торговле продавец обязан предложить
покупателю услуги по доставке товаров путем их пересылки почтовыми
отправлениями или перевозке с указанием способа доставки и вида транспорта.
Доставленный товар передается покупателю по месту его жительства или иному
указанному им адресу, а при отсутствии покупателя - любому лицу, предъявившему
квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение договора или оформление
доставки товара. Доставка товара может быть поручена продавцом третьим лицам -
курьерам, почтовой службе, специальной службе доставки, с обязательным
информированием об этом покупателя.
Срок
передачи товара может быть оговорен в договоре. Если в договоре срок доставки
товара не определен, и отсутствуют возможности определить этот срок, товар
должен быть передан продавцом в разумный срок. Обязательство, не исполненное в
разумный срок, продавец должен выполнить в 7-дневный срок со дня предъявления
покупателем требования о его исполнении. Понятия разумности срока, равно как и
максимального срока для исполнения обязательств по доставке товара при
дистанционной торговле, гражданским законодательством не установлены.
Предполагается, что в «разумный» срок доставки в каждом конкретном случае
зависит от географического фактора, времени нахождения товара в пути,
спецификой работы почтового оператора, курьерской службы, других факторов, от
которых зависит срок передачи товара покупателю. В любом случае, если стороны
не пришли к соглашению о том, какой срок будет в случае исполнения обязательств
по доставке «разумным», такой спор подлежит рассмотрению судом.
Договор
купли-продажи считается заключенным с момента выдачи покупателю кассового или
товарного чека, либо иного документа, подтверждающего оплату товара, или с
момента получения продавцом сообщения о намерении покупателя приобрести товар.
Консультационный
пункт ФФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Бурятия в
Мухоршибирском районе», телефон 8(30133)41-624.