Информация о реализации положений ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции»
04.12.2014
Вопросы
противодействия коррупции являются одной из актуальных проблем Российского
государства, так как коррупция по-прежнему серьезно затрудняет нормальное
функционирование всех общественных механизмов, препятствует проведению
социальных преобразований и модернизации национальной экономики.
В соответствии с Федеральным законом от
25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» одним из основных принципов
противодействия коррупции определена приоритетность мер по ее профилактике.
Предусмотренная
законодателем обязанность по уведомлению государственными и
муниципальными служащими о фактах обращения к ним лиц в целях склонения к
совершению коррупционных правонарушений является одной из мер по
профилактике коррупции при выполнении должностных обязанностей государственными
и муниципальными служащими.
О необходимости
возложения на государственных и муниципальных служащих обязанности уведомлять о
ставших им известными в связи с выполнением своих должностных обязанностей
случаях коррупционных или иных правонарушений, как об одной из мер по
профилактике коррупции, прямо говорилось в Национальном плане
противодействия коррупции на 2010-2011 г.г., утвержденного Президентом РФ 31
июля 2008 г.
В соответствии с
ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии
коррупции», государственный служащий обязан уведомлять представителя нанимателя
(работодателя), органы прокуратуры или другие государственные органы обо всех
случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению
коррупционных правонарушений.
Данная правовая
норма закрепляет, что уведомление о фактах обращения в целях склонения к
совершению коррупционных правонарушений является должностной (служебной)
обязанностью государственного или муниципального служащего. Исключение
составляют, как указано в ч. 2 ст. 9 данного закона, лишь
случаи, когда по фактам о склонении к совершению коррупционных правонарушений
проведена или проводится проверка, т.е. случаи, когда представителю нанимателя
(работодателя), органам прокуратуры или другим государственным органам уже
известно о фактах обращения к государственному или муниципальному служащему в
целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Понятие
«коррупционные правонарушения» действующее законодательство не содержит.
В тоже время, под коррупционным правонарушением принято понимать употребление
публичным лицом своего публичного положения в частных целях вопреки законным
интересам общества и государства для получения преимуществ, а также нарушение
нормативно установленных правил, предназначенных для предупреждения проявления
коррупции. Под проявлением коррупции принято понимать злоупотребление должностным
лицом (чиновником) служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп.
В ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»
законодатель предусмотрел, что государственный или муниципальный служащий
обязан уведомлять не только представителя нанимателя, но и органы прокураты или
другие государственные органы обо всех случаях обращения к нему каких-либо лиц
в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений.
Уведомление
органов прокуратуры о фактах обращения в целях склонения к
совершению коррупционных правонарушений связано в первую очередь с тем,
что прокурор обладает полномочиями по выявлению и устранению
нарушений любой степени общественной опасности.
Государственным и
муниципальным служащим необходимо четко помнить, что обязанность по уведомлению
о фактах обращения в целях склонения к совершению коррупционных
правонарушений законодателем возложена именно на данных служащих, а не на
представителя нанимателя (работодателя).
Таким образом,
действия государственного или муниципального служащего, сообщившего требуемую
информацию только представителю нанимателя (работодателю), и не
направившую ее в органы прокуратуры, может рассматриваться как
неисполнение возложенных законодательством требований по уведомлению о фактах
склонения к совершению коррупционных правонарушений, что является недопустимым.
В соответствии
с ч. 5 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»,
порядок уведомления представителя нанимателя (работодателя) о фактах обращения
в целях склонения государственного или муниципального служащего к совершению
коррупционных правонарушений, перечень сведений, содержащихся в уведомлениях,
организация проверки этих сведений и порядок регистрации уведомлений определяются
представителем нанимателя (работодателем).
Данная правовая
норма наделяет представителя нанимателя (работодателя) полномочиями определять:
1) Порядок уведомления представителя
нанимателя (работодателя) о фактах обращения в целях склонения государственного
или муниципального служащего к совершению коррупционных правонарушений;
2) Перечень сведений, содержащихся в таких
уведомлениях;
3) Порядок организации и
проверки указанных сведений, а также порядок регистрации таких
уведомлений
Частью 3 ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции»
предусмотрено, что невыполнение государственным или муниципальным
служащим должностной (служебной) обязанности, предусмотренной ч. 1 названной
статьи, является правонарушением, влекущим его увольнение с государственной или
муниципальной службы либо привлечение его к иным видам ответственности в
соответствии с законодательством Российской Федерации.
Закрепление в
данной статье закона положения об ответственности государственных и
муниципальных служащих за невыполнение обязанности уведомлять о фактах
обращениях в целях склонения к совершению коррупционных правонарушений
согласуется с положением п. 6 ст. 8 «Кодексы поведения публичных
должностных лиц» Конвенции ООН против коррупции, который устанавливает, что
каждое государство-участник рассматривает возможность принятия, в соответствии
с основополагающими принципами своего внутреннего законодательства,
дисциплинарных или других мер в отношении публичных должностных лиц, которые
нарушают кодексы или стандарты, установленные в соответствии с данной статьей
Конвенции.
При рассмотрении
вопроса о привлечении государственного либо муниципального служащего к
ответственности за неисполнение обязанности, предусмотренной ч. 1
ст. 9 Федерального закона «О противодействии коррупции», представителю
нанимателя (работодателю) необходимо руководствоваться положениями Федеральных
законов «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и «О
муниципальной службе Российской Федерации», которые регламентируют порядок и
условия привлечения указанных служащих за совершение дисциплинарного
проступка к дисциплинарной ответственности, в том числе, и увольнению со
службы.
Данными
Федеральными законами предусмотрено, что меры дисциплинарного взыскания применяются
к государственным и муниципальным служащим за совершение дисциплинарного
проступка, обязательным элементом состава которого является вина.
Согласно п.
9 ч. 1 ст. 37 Федерального закона « О государственной гражданской службе
Российской Федерации», служебный контракт может быть расторгнут
представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой
должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в иных случаях,
предусмотренных данным Законом и другими федеральными законами.
В соответствии со
ст. 57 названного Федерального закона, основанием для привлечения
гражданского служащего к дисциплинарной ответственности является совершение им
дисциплинарного проступка. Дисциплинарным проступком в сфере
государственно-служебных правоотношений в силу названной статьи закона
признается неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его
вине возложенных на него должностных обязанностей.
Представителям
нанимателя (работодателям) необходимо на постоянной основе осуществлять информирование
государственных и муниципальных служащих об установленных действующим
законодательством мерах ответственности за получение и дачу взятки и мерах
административной ответственности за незаконное вознаграждение от имени
юридического лица, а также принимать меры, направленные на разъяснение
порядка соблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об
урегулировании конфликта интересов, обязанности об уведомлении представителя
нанимателя (работодателя) об обращениях в целях склонения к совершению
коррупционных правонарушений, иных обязанностей, установленных в целях
противодействия коррупции.
Кроме того, в
принимаемых локальных актах делать упор на соблюдение государственными и
муниципальными служащими этических норм поведения, а также ограничений,
запретов и обязанностей, установленных законодательством о противодействии
коррупции.