ПАМЯТКА Особенности продажи товаров дистанционным способом
25.04.2018
Темп современной жизни непрерывно ускоряется, и люди
стараются беречь драгоценное время, не тратить его на походы по магазинам.
Гораздо удобнее приобретать товары в интернет-магазинах, по каталогам, через
телемагазины. Для такой торговли уже давно придуман специальный термин -
"дистанционная торговля". Дистанционная торговля становится все более
популярной среди населения, так как позволяет покупателю облегчить процедуру
покупки.
Продажа товаров дистанционным способом -
это продажа товаров по договору розничной купли-продажи. Ее особенность в том,
что покупатель не знакомится с предложенным товаром (образцом товара)
непосредственно, он выбирает товар по описанию в каталогах, проспектах, буклетах,
по фотоснимкам, в том числе посредством средств связи, или иными способами,
исключающими возможность непосредственного ознакомления покупателя с товаром
либо образцом товара при заключении такого договора. Любая продажа,
осуществленная без непосредственного присутствия продавца, на основании
информации, взятой из каталогов, телевидения, радио, интернет-ресурсов,
рекламных буклетов, будет причислена к разряду дистанционных продаж.
Правовые отношения между
покупателем и продавцом регулируют Правила продажи товаров дистанционным
способом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 27
сентября 2007 г. N 612, которые устанавливают порядок продажи товаров
дистанционным способом (далее - Правила), а также статья 26.1 Закона Российской
Федерации от 07.02.1998 года № 2300-1«О защите прав потребителей».
Как заключается
договор купли-продажи?
Информация, размещенная на сайте интернет- магазина, в
печатном каталоге, на телевидении или иным подобным вышеперечисленным способом,
вполне может расцениваться, как публичная оферта товара со всеми вытекающими из
этого предложениями и обязательствами. Стоит помнить, что не все товары, можно
продавать дистанционным методом. Существуют определенные ограничения. Согласно
п. 5 Правил введены ограничения, согласно которым не допускается дистанционная
продажа алкогольной продукции, а также иных товаров, свободная реализация
которых запрещена, или ограничена законодательством Российской Федерации. С
учетом данного обстоятельства следует иметь ввиду, что ограничения введенные
данным пунктом Правил, также распространяются в целом и на продажу табачной
продукции.
При приобретении товаров дистанционным способом особое
внимание следует уделить информации, которую продавец обязан представить
покупателю.
Какая информация должна в обязательном порядке
представляться покупателю?
Правила продажи товаров дистанционным способом
содержат, как перечень общей необходимой информации, которая в Законе о защите
прав потребителей указана в статьях 8 и 10, так и дополнительную информацию,
которая представляется только при таком способе продажи, учитывая его
специфику.
До заключения договора купли-продажи продавец должен
представить покупателю информацию об основных потребительских свойствах товара
и адресе (месте нахождения) продавца, о месте изготовления товара, полном
фирменном наименовании (наименовании продавца), о цене и об условиях
приобретения товара, о его доставке, сроке службы, сроке годности и гарантийном
сроке, о порядке оплаты товара, а также о сроке, в течение которого действует
предложение о заключении договора. В момент доставки товара продавец обязан
довести до сведения покупателя в письменной форме информацию указанную в п. 9
настоящих Правил.
Необходимая информация о товаре, включая условия его
эксплуатации и правила хранения, доводится до покупателя путем размещения на
товаре, на электронных носителях, прикладываемых к товару, в самом товаре (на
электронной плате внутри товара в разделе меню), на таре, упаковке, ярлыке,
этикетке, в технической документации и т.д.).
Особое внимание стоит уделить наличию информации о
продавце.
Если при доставке товара не указывается фирменное
наименование продавца и его адрес, а только лишь указаны контактные телефоны,
то стоит воздержаться от покупки. При отсутствии указанных сведений, в случае
необходимости возврата товара с недостатками Вы не будете знать куда обратиться
и предъявить претензию со своими требованиями.
Об условиях
доставки товара дистанционным способом
Поскольку передача товара, проданного дистанционным
способом осуществляется, как правило, в месте нахождения покупателя, то стоит
обратить внимание на предлагаемые условия доставки. При дистанционной торговле
продавец обязан предложить покупателю услуги по доставке товаров путем их
пересылки почтовыми отправлениями или перевозке с указанием способа доставки и
вида транспорта. Доставленный товар передается покупателю по месту его
жительства или иному указанному им адресу, а при отсутствии покупателя - любому
лицу, предъявившему квитанцию или иной документ, подтверждающий заключение
договора или оформление доставки товара. Доставка товара может быть поручена
продавцом третьим лицам - курьерам, почтовой службе, специальной службе
доставки, с обязательным информированием об этом покупателя.
Срок передачи товара может быть оговорен в договоре.
Если в договоре срок доставки товара не определен, и отсутствуют возможности
определить этот срок, товар должен быть передан продавцом в разумный срок.
Обязательство, не исполненное в разумный срок, продавец должен выполнить в
7-дневный срок со дня предъявления покупателем требования о его исполнении.
Понятия разумности срока, равно как и максимального срока для исполнения
обязательств по доставке товара при дистанционной торговле, гражданским
законодательством не установлены. Предполагается, что в «разумный» срок
доставки в каждом конкретном случае зависит от географического фактора, времени
нахождения товара в пути, спецификой работы почтового оператора, курьерской
службы, других факторов, от которых зависит срок передачи товара покупателю. В
любом случае, если стороны не пришли к соглашению о том, какой срок будет в
случае исполнения обязательств по доставке «разумным», такой спор подлежит
рассмотрению судом.
Договор купли-продажи считается заключенным с момента
выдачи покупателю кассового или товарного чека, либо иного документа,
подтверждающего оплату товара, или с момента получения продавцом сообщения о
намерении покупателя приобрести товар.
Консультационный пункт ФФБУЗ «Центр гигиены и
эпидемиологии в Республике Бурятия в Мухоршибирском районе», телефон 41-624